Судостроение, расчет в нацвалютах и ТЭК: названы перспективы сотрудничества Баку и Москвы
На круглом столе на тему "Россия–Азербайджан: стратегия делового взаимодействия, возможности для сотрудничества и партнерства" состоялось обсуждение перспектив экономических отношений Баку и Москвы.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 20 апр - Sputnik. Сотрудничество Азербайджана и России продвигается не только во внешнеторговой отрасли, но и по таким перспективным сферам, как транспортное, логистическое и топливно-энергетическое взаимодействие.
Так, по словам генерального директора ООО "СОКАР РУС", дочернего предприятия Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Руфата Махмуда, среди многих подписанных документов по сотрудничеству между Баку и Москвой большое внимание уделено взаимодействию в топливно-энергетическом комплексе. Так, существует налаженный и хороший диалог между лидирующими компаниями двух стран – SOCAR и "Газпром".
"За годы независимости Азербайджана Россия инвестировала более $5 млрд в его нефтяную индустрию", - рассказал Махмуд на круглом столе.
По словам гендиректора, компания "СОКАР РУС" была создана с целью улучшения межгосударственной экономической интеграции с Россией.
За время своего существования она стала значимым игроком на рынке нефтепродуктов России, отметил Махмуд.
"Сегодня мы активно участвуем в торгах нефтепродуктами, проводимых на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, а также имеем прямые договоры с ведущими российскими компаниями. Объем торговых операций компании в России составил более 350 тыс. тонн нефтепродуктов", - рассказал он.
Кроме того, три года назад компания начала реализацию на рынке России полимерной продукции, которая активно продается: на сегодняшний день "СОКАР РУС" имеет широкую дистрибьютерскую сеть в РФ, отметил он.
Расчеты в нацвалютах выгоднее
Председатель правления банка "МБА-МОСКВА" Заур Гараисаев считает, что расчеты в национальных валютах в коммерческих соглашениях Азербайджана и России – очень важный аспект в развитии двусторонних отношений.
"Мы всегда считали, что у нас очень большой потенциал для перехода на расчеты в нацвалютах. Потому как имеется достаточно большой потенциал в обороте в наличной валюте, так как мы имеем общую границу и двустороннее движение. Есть большое количество людей, которые работают в России и отправляют деньги домой", - рассказал Гараисаев на круглом столе.
Кроме того, отметил представитель банка, азербайджанский манат как менее волатильная валюта упростит подобные расчеты.
"Более стабильная валюта на стороне Азербайджана позволяет достаточно просто производить расчеты по контрактам. Соответственно, мы всегда двигались в эту сторону. Но пока из статистики видно, что даже в нынешней ситуации нет серьезного сдвига в сторону расчета в манатах. Есть сдвиги в сторону расчета в рублях, но хотелось бы увидеть и расчеты в манатах", - отметил Гараисаев.
Если переходить на расчеты в нацвалютах, считает представитель банка, то можно добиться серьезной экономии в оплатах по договорам.
"Это касается не только того, что можно платить в Азербайджан в рублях, но можно и из Азербайджана в РФ платить в манатах. Мы как банк можем обеспечить эти расчеты, так как, находясь в России, мы можем и покупать, и продавать манаты для российских компаний и проводить эти расчеты. Мы имеем выход на валютные рынки обеих стран и можем продавать волюту по себестоимости, что в конечном итоге повлияет на итоговые транзакционные расходы", - добавил он.
Перспективы сотрудничества в судостроении
По словам директора ООО Khazar PCB Эльвина Байрамова, азербайджано-российское сотрудничество развивается не только во внешнеторговой плоскости, но и в направлении промышленной кооперации.
"Среди проектов, которые уже реализованы в Азербайджане с участием российских промышленных компаний – производство запасных частей для нефтегазового оборудования, сборка коммерческих автомобилей "Газель" на предприятии "Азермаш", грузовиков "КамАЗ" и "Урал" на Гянджинском автомобильном заводе, а также создание сервисного центра для обслуживания вертолетов российского производства", - рассказал Байрамов на мероприятии.
При этом ниш для создания новых производств в Азербайджане предостаточно, считает он.
По словам Байрамова, развитие судостроительных отраслей имеет значительные перспективы, что в первую очередь связано с наличием самого современного на Каспии судостроительного завода, который выпускает различные суда – сухогрузы, танкеры, паромы модификации Ro-Ro и Ro-Pax.
Кроме того, отметил директор компании, ежегодно растет объем грузовых перевозок по Каспийскому морю в рамках международных транспортных коридоров, связывающих север и юг, а также восток и запад. Азербайджан не только становится важнейшим транспортным узлом между Китаем и ЕС, но и запускает новый проект, который полностью предопределяет экономическое развитие всего региона.
"Например, в марте этого года первые партии нефти в объеме 6900 тонн с месторождения "Кашаган" в Казахстане были доставлены по маршруту Актау-Баку на танкере, принадлежащем ЗАО "Азербайджанское каспийское морское пароходство". Данные поставки имели огромное геоэкономическое значение для региона. Данный маршрут является проектом Транскаспийского международного транспортного коридора", - рассказал Байрамов.
В рамках этого проекта ведется расширение возможностей Бакинского международного морского порта. После завершения второго этапа расширения порт сможет ежегодно переваливать 25 млн тонн грузов, в том числе 500 тыс. контейнеров.
"Азербайджан готов развивать судостроение и изучает мировой опыт в этой сфере – европейский, азиатский и российский. Наша задача – повысить эффективность работы предприятия Азербайджана, увеличить объемы выпускаемой в стране высокотехнологичной продукции. Нам нужно строить большое количество танкеров, сухогрузов, сервисных судов для Госнефтекомпании Азербайджана", - отметил он.
По словам Байрамова, азербайджанская сторона также заинтересована в оказании услуг по проектированию судов для российских заказчиков, тем более что в недавних выступлениях было отмечено, что на ближайшие 10-12 лет российской флотилии нужно более 100 судов.