Интересное
Интересные события и факты

Сколько шлюпок спасли бы всех пассажиров "Титаника"

В ночь на 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 14 апр — Sputnik. "Если бы?" - наверняка подобный вопрос хотя бы раз возникал в голове у зрителя нашумевшего фильма Дж.Кэмерона "Титаник".
А что если бы конструкторы предусмотрели больше шлюпок? И если да, то сколько? Даже главная героиня фильма дискутировала об этом на прогулочной палубе в день катастрофы.
Казалось бы, предусмотри в процессе строительства в два раза больше шлюпок, и всех бы удалось спасти. Но судьбе было угодно распорядиться иначе.
На "Титанике" было установлено всего 20 спасательных шлюпок - 16 обычных вместимостью 65 и 40 человек каждая (14 и 2 шт. соответственно) и четыре складных - на 47 пассажиров. Если все лодки удалось бы заполнить, то арифметика нам дает такие цифры: 990 человек уместились бы в стандартные шлюпки и еще 188 - в уменьшенные. Итого - 1178 пассажиров смогли бы спастись. Всего же в тот первый и последний рейс на судне находилось 2240 человек, включая членов экипажа. Получается, что в теории наличие и должное использование 40 шлюпок на "Титанике" могло бы спасти жизни всех, кто был на нем в ту роковую ночь.

Есть одно "но"

У того самого Джеймса Кэмерона после выхода фильма-катастрофы осталось немало вопросов. И шлюпки - не исключение. Спустя 20 лет он вместе с командой технических специалистов провел ряд экспериментов и тестов, результаты которых позволили сдвинуть теоретические рассуждения с мертвой точки.
Опытно-практическим путем команда Кэмерона установила, что среднее время подготовки шлюпки "Титаника" - 8,5 минуты, включая раскладку брезента, посадки людей в спасательную лодку - 10 минут (это очень усредненная цифра, конечно же, поскольку поначалу, как мы помним, женщины и дети неохотно покидали корабль). Получается, что 18,5 минуты ушло только на то, чтобы приготовить лодку и посадить в нее людей. Далее - команда прибавила примерно еще 20 минут на сам спуск до поверхности воды - экипаж не имел должного опыта спуска лодок, и сам процесс протекал достаточно медленно. Получается 38,5 минуты на одну шлюпку.
Мужчина проходит мимо последнего снимка «Титаника», сделанного у побережья Корка в Ирландии, фото из архива
Теперь давайте немного порассуждаем. "Титаник" столкнулся с айсбергом в 23:40. Первая шлюпка (номер 7) покинула борт лишь спустя примерно час. Последняя (складная D) - ориентировочно в 02:05. Две из четырех складных лодок смыло с борта, и их уже не успели нормально подготовить для отправки (одна из них оказалась перевернута, и некоторые пассажиры и члены экипажа забирались на нее из воды). То есть за полтора часа удалось спустить 18 из 20 шлюпок. По мере затопления и увеличения дифферента судна осуществлять эвакуацию становилось все проблематичнее - сначала пассажиры неохотно садились в лодки, потом в агонии отчаянно пытались в них попасть. Все это явно увеличивало время для спуска лодок на воду - тут эксперимент проводить не надо.

Какие выводы можно сделать?

Изначально "Титаник" предполагалось оснастить 32 спасательными шлюпками, но впоследствии от этой идеи отказались - в пользу комфорта пассажиров. Эта же мысль была обыграна и в фильме. К сожалению, нет информации, где предполагалось их размещать - стандартно вдоль борта или как-то рядом друг с другом. Первый вариант мог создать у людей впечатление, что мест еще достаточно и торопиться некуда - по воспоминаниям очевидцев, после начала эвакуации пассажиры полагали, что это всего лишь учения (которые на самом деле должны были состояться, но их отменили) и явно не желали покидать теплые помещения. Второй вариант размещения шлюпок мог создать дополнительную "возню" - ожидание спуска основной лодки, крепление и подготовка следующей.
Собственно, к чему это? Это всего лишь предположение, но, скорее всего, наличие дополнительных шлюпок не помогло бы спасти больше пассажиров.
Корабль Титаник на дне Атлантического океана, фото из архива
Как мы помним, спасательные лодки отходили от тонущего корабля с разной степенью загрузки - от 12 до 68 человек (другие источники утверждают даже о перегрузке в 70 человек). Вероятно, что большее количество шлюпок еще больше рассредоточило бы в них людей. Но есть и еще одно мнение. Так, в ходе британского следствия после катастрофы представитель министерства торговли (а пассажирские суда находились в ведении этого ведомства) высказал предположение, что будь на "Титанике", наоборот, меньше лодок, пассажиры активнее и охотнее садились бы в них, что привело бы к спасению большего числа людей. Как знать, как знать.

Время

Однозначно, вот тот самый ресурс, который позволил бы спасти гораздо больше пассажиров. Будь у "Титаника" больше времени, удалось бы спустить на воду все шлюпки. Будь у судна больше времени, лодки не уходили бы полупустыми. Будь у корабля больше времени, "Карпатия" точно бы успела к месту трагедии (ей не хватило порядка 2,5-3 часов). Но времени в ту роковую ночь катастрофически не хватило...