Как новая Конституция Узбекистана повлияет на отношения с Азербайджаном
В Узбекистане 30 апреля состоится референдум по внесению изменений в Основной закон республики. Как новая Конституция изменит принципы отношений между государством и человеком, а также как повлияет на отношения Баку и Ташкента?
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 13 апр — Sputnik. На протяжении последних пяти-шести лет в Узбекистане проводятся масштабные реформы, в том числе в таких сферах, как свобода слова, права человека, либерализация экономики. Об этом заявил советник посольства Узбекистана в Азербайджане Бахрам Гаипов в ходе круглого стола в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан.
По словам дипломата, за этот период проделана важная работа по изменению облика государства и созданию нового Узбекистана.
"Все эти годы страна открывалась для мирового сообщества, активизировалось сотрудничество с государствами региона, в частности с Азербайджаном", - рассказал Гаипов.
По его словам, все реформы, которые проводились в Узбекистане за последние годы, были бы нелогичны без изменения Основного закона, определяющего основу всей законодательной системы. Поэтому возникла идея изменения Конституции, дополнения ее новыми нормами, которые позволят расширить права и свободы человека.
На протяжении прошлого года собирались соответствующие предложения, в первую очередь со стороны населения, был создан электронный портал и кол-центр по дополнениям в Основной закон.
Дипломат отметил, что в ходе всенародного обсуждения проекта конституционного закона поступило 222 715 предложений, на основе которых он дорабатывался и совершенствовался, было учтено каждое четвертое из них.
Кроме того, при подготовке проекта были тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции более 100 стран. В том числе были изучены опыт и практика Азербайджана в этой области, отметил Гаипов.
В результате в марте текущего года был подготовлен проект изменений в Конституцию Узбекистана на основе изученных предложений и международного опыта.
Согласно ему, количество статей Конституции увеличилось с нынешних 128 до 155, а норм – с 275 до 434. Соответственно, 65% текста Основного закона было обновлено на основе предложений народа, а количество норм о правах и свободах человека увеличилось в три с половиной раза. Исходя из этого, есть все основания для принятия проекта в качестве Конституции в новой редакции, отметил дипломат.
Узбекистан намерен стать социальным государством
По словам Гаипова, Узбекистан избрал в качестве модели развития социальное государство. Согласно действующей Конституции, Узбекистан - суверенное, демократическое, правовое государство. В новый вариант Основного закона предлагается включить и пункт о том, что Узбекистан еще и социальное государство.
"Внесение в Конституцию только одного этого слова очень важно – из этого вытекает очень много других обязательств и гарантий. Социальное государство – это модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ и доходов в соответствии с принципами социальной справедливости", - рассказал представитель посольства.
Как сказал Гаипов, в данный момент 2,2 млн малообеспеченных семей уже получают социальную поддержку от государства.
"Наша цель в том, чтобы таких семей было как можно меньше. Если в основной закон заложить соответствующую правовую основу, государство должно будет проводить социальную политику", - отметил он.
В проекте Конституции предусмотрено, что государство возьмет на себя ряд новых обязательств по сокращению бедности, обеспечению занятости и защите от безработицы. В целом, число правовых норм, содержащих социальные обязательства государства, увеличивается втрое, рассказал Гаипов.
Вынесение вопросов, связанных с молодежью, в качестве отдельной главы в Конституции является ярким свидетельством того, что молодежная политика является приоритетом в новом Узбекистане.
"Более 18 млн населения Узбекистана составляют молодые люди, а учитывая, что к 2040 году эта цифра достигнет 25 млн, важно включить в Конституцию отдельную главу, посвященную проблемам молодежи", - добавил дипломат.
По словам советника посольства Узбекистана в Азербайджане Махамаджона Ботралиева, последние пять-шесть лет во главе угла государственной политики страны стоят социальные вопросы – не народ служит государству, а государство служит народу. Это нашло свое отражение в поправках к конституции, отметил он.
"При разработке социальной политики Узбекистан ориентировался на международную практику, в том числе на опыт Азербайджана", - отметил Ботралиев.
Развитие сотрудничества с Азербайджаном в свете изменений в Конституции Узбекистана
По словам ведущего научного сотрудника Института экономики Министерства науки и образования Азербайджана, кандидата экономических наук, доцента Эмина Мамедзаде, можно однозначно сказать, что взаимодействие в экономической сфере между Азербайджаном и Узбекистаном в первую очередь базируется на историко-культурном наследии.
При этом, отметил экономист, есть определенные области, в которых страны могут тесно сотрудничать, в частности, в сфере логистических и энергетических проектов. Так, сектор энергетики может стать драйвером развития двусторонних экономических отношений, сказал Мамедзаде.
После этого можно будет расширять сотрудничество в ненефтяном секторе, добавил он.
"В Узбекистане насчитывается 236 совместных предприятий с азербайджанским капиталом, а в Азербайджане около 50 компаний с узбекским капиталом. Налицо положительное сальдо в пользу Узбекистана", - рассказал Мамедзаде.
В ненефтяном секторе Азербайджан и Узбекистан могут развивать кооперацию по таким направлениям как металлургия, фармацевтика, сельскохозяйственное производство, приборостроение. Кроме того, важно расширение взаимного туризма, который может стать рычагом активной интеграции народов двух стран, отметил экономист.
Социально ориентированная политика Узбекистана - стимул развития экономики
Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Международная экономика", директор отдела дополнительного образования Центра дистанционного, заочного и дополнительного образования Эмин Гарибли сказал, что сегодняшнее преобразование Узбекистана и его Конституции – положительный фактор для развития отношений между двумя странами.
"Главным связующим звеном Азербайджана и Узбекистана являются транспортные коридоры, которые проходят через территорию наших стран. Если обратиться к истории, тысячелетиями данный регион развивался именно благодаря транспортным коридорам, которые проходили здесь", - рассказал экономист.
Кроме того, отметил он, предпосылками для экономической интеграции Азербайджана и Узбекистана являются географическое расположение, общие экономические связи и этническая идентичность.
"Любая страна для экономического развития должна интегрироваться с другими. Для таких государств, как Азербайджан и Узбекистан, региональная интеграция является приоритетом. Для этого есть необходимые предпосылки, главные среди которых – политическая воля лидеров двух стран" - добавил Гарибли.
Касаясь сотрудничества Азербайджана с Узбекистаном в информационном пространстве, заместитель главного редактора журнала "Регион плюс" Эльчин Гусейнов рассказал, что еще 10-15 лет назад связи в этой сфере между странами были не такими развитыми. Но в последующие годы, благодаря усилиям с обеих сторон, сотрудничество в данной области стало развиваться.
"Мы должны развивать отношения напрямую, представители СМИ должны почаще обмениваться взаимными визитами. Следует расширять связи между структурами, регулирующими деятельность медиа структур двух стран", - сказал Гусейнов.