БАКУ, 7 апр — Sputnik. Давно забытый проект Японии по созданию альтернативного финансового института – Азиатского валютного фонда (АВФ) – похоже, вновь приобретает актуальность. На фоне массового отказа крупнейших экономик мира от расчетов в долларах и размышлений о формировании финансовой системы, независимой от контроля США, Китай и Малайзия планируют возродить идею создания Азиатского валютного фонда.
Так, на прошлой неделе премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим заявил, что его страна открыта для переговоров с Китаем о создании такого фонда из-за необходимости снизить зависимость экономик двух стран от доллара или Международного валютного фонда.
По словам Ибрагима, в ходе его визита в Китай лидер этой страны Си Цзиньпин положительно отнесся к данному предложению.
Премьер также заявил, что Малайзии нет смысла продолжать зависеть от доллара и ее центробанк работает над началом переговоров о взаиморасчетах с Китаем в ринггитах и юанях.
Азиатский валютный фонд: Япония придумала, но не смогла
Идея о создании Азиатского валютного фонда в качестве альтернативы МВФ была предложена Японией в 1997 году. Подобная необходимость возникла на фоне финансового кризиса в Таиланде, когда помощь от Международного валютного фонда оказалась довольно скромной и запоздалой.
Поэтому Япония выступила с инициативой объединить валютные резервы стран Юго-Восточной Азии для своевременного оказания помощи странам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации. Однако тогда против этого выступили США и МВФ, в результате чего проект пришлось отложить в долгий ящик.
Вопрос создания Азиатского валютного фонда начал активно обсуждаться в феврале текущего года, когда Анвар Ибрагим вновь напомнил общественности о необходимости создания альтернативного МВФ финансового института, отметив, что теперь сделать это будет легче на фоне укрепления национальных экономик Азиатского региона, в частности Китая, Японии и Южной Кореи.
Зачем Малайзии АВФ?
Сегодня экономика Малайзии - одна из наиболее быстро растущих не только в регионе Юго-Восточной Азии, но и во всем мире. Так, по итогам 2022 года она продемонстрировала рост на 8,7%, традиционно находясь в двадцатке наиболее конкурентоспособных экономик мира.
В стране, помимо сельского хозяйства и промышленности, развиваются добыча и переработка нефти, а также торговля готовыми нефтепродуктами и сжиженным природным газом. Именно торговля углеводородными продуктами является основной статьей дохода Малайзии. Для того чтобы либерализировать данный сектор экономики и вывести его из-под контроля США, малайзийское правительство планирует снизить влияние западного финансового сектора на экономику.
А угроза негативного воздействия США на экономику Малайзии существует – Вашингтон в феврале 2023 года ввел санкции в отношении нескольких малайзийских компаний, которых он обвинил в участии в производстве, продаже и отгрузке нефти и продукции нефтехимии Ирана покупателям в Азии.
"Иран все чаще обращается к покупателям в Восточной Азии для продажи своей нефтехимической продукции и нефтепродуктов в нарушение санкций США. Вашингтон по-прежнему сосредоточен на выявлении источников незаконных доходов Тегерана и продолжит применять санкции против тех, кто умышленно способствует этой торговле", - заявил тогда замминистра финансов США Брайан Нельсон.
Учитывая, что западные санкции распространяются и на российскую нефть, в результате чего большая ее часть идет на экспорт в азиатском направлении, желание Малайзии оградить свои компании от возможных санкций или ограничений американских финансовых институтов является вполне логичным.
И БРИКС туда же – дедолларизация охватит широкую географию
Мотив Малайзии тем более понятен, если учесть, что дедолларизация нефтяного сектора идет более быстрыми темпами – ряд стран, в том числе Россия, Индия и КНР, уже перешли на расчеты в альтернативных доллару валютах. Некоторые другие страны, в том числе Саудовская Аравия, заявили о своем намерении использовать отличную от доллара валюту.
При этом отказ от доллара наблюдается не только в нефтяных контрактах – с марта текущего года Китай и Бразилия договорились осуществлять торговые операции исключительно в своих нацвалютах.
В целом география дедолларизации стремительно расширяется и выходит за рамки Азии. Так, в конце марта зампредседателя Госдумы России Александр Бабаков в кулуарах российско-индийского делового форума в Нью-Дели заявил, что страны БРИКС могут создать новую валюту, которая будет обеспечена не золотом, а реальными ресурсами, в том числе землей и редкоземельными металлами.
В случае успеха этой инициативы такие крупные экономики мира, как Россия, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, а также страны, с которыми пока ведутся переговоры о вступлении в БРИКС, могут полностью отказаться от доллара во взаиморасчетах. А это означает, что миллиардные сделки, осуществленные в альтернативных валютах, лишат поддержки доллар и существенно снизят его влияние на мировом рынке.