БАКУ, 17 мар — Sputnik. Объем кредитов, выданных азербайджанскими банками субъектам микро-, малого и среднего предпринимательства (МСБ), по итогам 2022 году увеличился на 28% по сравнению с 2021 года и достиг 5,7 млрд манатов.
Согласно отчету Центрального банка Азербайджана (ЦБА) по финансовой стабильности, доля кредитов, выданных субъектам МСБ, в бизнес-портфеле банков и других кредитных организаций превысила 50%.
В целом по итогам 2022 года в структуре кредитного портфеля банков 55,4% приходится на бизнес-кредиты, 29,4% – потребкредиты, 15,2% – ипотеку.
Прогнозируется рост спроса на кредиты
Из опроса ЦБА следует, что азербайджанские банки прогнозируют рост спроса на бизнес-кредиты в первом квартале этого года.
Так, банки страны ожидают, что в первые три месяца 2023 года спрос на бизнес-кредиты вырастет на 16%, на микрокредиты – на 16%, на кредиты для МСБ – на 14%, а на кредиты для крупного бизнеса – на 8%.
При этом финансовые институты намерены продолжить политику смягчения стандартов по предпринимательским кредитам, за исключением кредитов для крупных субъектов бизнеса.
Попытки банков избавиться от лишней ликвидности
По мнению экономиста Халида Керимли, выход бизнес-кредитов на передний план в портфеле азербайджанских банков и рост кредитования МСБ – прогрессивная практика, которая отвечает интересам экономики Азербайджана.
"Однако положительная для предпринимательской среды статистика ЦБА сложилась по двум причинам. Во-первых, в связи с регулированием потребительского кредита Центральным банком Азербайджана с прошлого года. Из-за ужесточения выдачи потребительских кредитов банки направились к малому и среднему бизнесу", – рассказал Керимли Sputnik Азербайджан.
Вторая причина – это оставшиеся деньги на руках банков, то есть повышенная ликвидность. Банки располагают около 5 млрд манатов лишних ликвидных ресурсов, которые пытаются "пристроить", считает экономист.
Проблемы МСБ далеки от решения
По словам Керимли, одной из проблем МСБ всегда был сложный выход к финансированию, невозможность привлечь средства. Экономист указывает, что для этого есть объективные причины, например, отсутствие соответствующей экономической среды, финансирующей стартапы.
"То есть, для привлечения долгосрочного и дешевого капитала не были созданы соответствующие условия. Это проблема все еще не решена фундаментальным образом и вряд ли решится", – посетовал эксперт.
В целом, добавил Керимли, у бизнеса много проблем, в числе которого и вопросы государственного управления, судебная эффективность, имущественные права, а главное – вопросы, связанные со здоровой конкуренцией.