БАКУ, 7 мар — Sputnik. В период, когда морские перевозки получают особое значение и являются наиболее прибыльным сектором экономики, строительство и обслуживание судов становится одним из перспективных сфер сотрудничества и для Каспийского региона.
На прошлой неделе руководство Бакинского судостроительного завода посетило с рабочим визитом туркменский судостроительный и судоремонтный завод "Балкан" в Туркменбаши, в ходе которого состоялось обсуждение развития двустороннего сотрудничества в сфере судостроения, а также обмена опытом.
Ранее о возможности сотрудничества с Бакинским судостроительным заводом заявляли и в Астраханской области РФ. Так, в ноябре прошлого года в ходе заседания азербайджано-российского делового совета министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области Илья Волынский отметил, что судостроительные предприятия его области обладают необходимой производственной базой, опытным персоналом и компетенциями для реализации комплексных проектов строительства на шельфе Каспийского моря, а также по транспортировке и монтажу в море крупногабаритных объектов обустройства нефтегазовых месторождений.
Кроме того, генеральный директор ОЭЗ "Лотос" Сергей Милушкин в интервью Sputnik Азербайджан ранее заявлял, что "Судостроительный завод Лотос", являющийся резидентом экономической зоны, заинтересован в кооперации с Азербайджаном в совместном строительстве судов.
Возможности Бакинского судостроительного завода
Бакинский судостроительный завод Baku Shipyard был построен в 2011 году Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) в партнерстве с инвестиционной компанией Azerbaijan Investment Сompany (AIC) и Keppel Offshore & Marine. Проектная мощность завода составляет 25 тыс. тонн готовых металлоконструкций в год. Среди основных клиентов верфи наряду с SOCAR также числится "Азербайджанское каспийское морское пароходство "(ASCO), для которой на заводе была построена серия танкеров-химовозов и два парома. Кроме того, для SOCAR был построена буксир c тяговым усилием 50 тонн, понтоны и верхние блоки полупогружной буровой установки имени Гейдара Алиева. На заводе также были спроектированы и созданы пассажирские суда, такие как "Зафар", "Уфуг" и "Туран".
Стоит отметить, что верфь является резидентом Гарадагского промышленного парка, поэтому завод освобожден от уплаты налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль, а также таможенных пошлин и НДС при ввозе производственного оборудования.
Кроме того, в рамках деятельности завода рассматривается вопрос по отмене НДС на ремонт туркменских и казахстанских судов.
Судостроительные мощности на Каспии
В целом наряду с активным ростом портовой мощности в каспийских странах развиваются также и заводы по строительству и ремонту судов. Так, мощности верфи завода "Балкан" в Туркменбаши рассчитаны на строительство в среднем пяти среднетоннажных судов в год, годовой объем обработанной стали составляет 10 тыс. тонн.
В то же время, например, в Казахстане судостроение больше ориентировано на военные и промышленные сферы, однако страна планирует запустить и производство гражданских судов. Так, в прошлом году власти страны заявили о том, что республика планирует построить собственный паромный флот из десяти судов. Ожидается, что у Казахстана на Каспии до 2030 года начнут функционировать десять нефтеналивных барж, восемь паромов, шесть танкеров и контейнеровоз.
Что касается российского судостроения на Каспии, то в Астраханской области в целом функционируют около десяти крупных и средних судостроительно-судоремонтных предприятий, которые строят сухогрузы, танкеры, суда пассажирского и вспомогательного флота, крановые суда.
Кроме того, на астраханских верфях также проводится строительство морских гидротехнических сооружений для освоения шельфовых месторождений.
Суммарная мощность обработки металла судостроительных и судоремонтных предприятий Астраханской области составляет до 90 тыс. тонн в год. Судостроительные предприятия области также выполняют заказы партнеров из прикаспийских государств по строительству и ремонту крупных и технически сложных судов.
Отметим, что и судостроительная отрасль в Иране развивается вполне успешно в условиях многолетних западных санкций. С целью расширения гражданского флота Иран планирует заказать строительство судов на астраханских верфях. Так, Объединенная судостроительная корпорация ИРИ в конце прошлого года заявляла, что ведутся работы по проектированию и строительству контейнеровозов для работы на Каспии. Заказ на строительство четырех контейнеровозов для работы в море планируется разместить на судостроительных заводах Астрахани.
Судостроение на Каспии будет расти
По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова, Каспийский морской маршрут открывает огромные возможности в торговле России с прикаспийским странами и в транзите в направлении Индии и Пакистана, а также в целом позволяет российским товарам выйти в район Индийского океана.
Поэтому, считает экономист, судостроение в Каспии будет расти, в этой сфере будут участвовать все прикаспийские страны.
"По всей видимости, Каспийское море будет развиваться как маршрут очень интенсивно. Поэтому в ближайшие годы мы можем ожидать развитие соглашений между разными странами по этому направлению. В частности, по линии России и Ирана ожидается развитие сотрудничества. Как следствие, этот маршрут будет быстро пополняться водными транспортными средствами для того, чтобы можно было принять к перевозке новые объемы грузов", – рассказал Колташов Sputnik Азербайджан.
В целом, считает эксперт, для Каспия наступает период интенсивного развития как для магистрали.