Детские стартапы: как азербайджанские школьники зарабатывают деньги
Во многих странах мира в стартапы вкладываются большие инвестиции, в результате чего многие из них превратились в стабильный крупный бизнес. В качестве примера можно привести Skype - один из крупнейших стартапов на глобальном уровне.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенПервое место в мире по количеству стартапов на душу населения занимает Эстония. Отметим, что страны заинтересованы в том, чтобы сегодняшние стартапы превращались в будущем в бизнес.
В марте 2022 года Управление образования города Баку и образовательный портал AzEdu запустили проект под названием "Школьники - стартаперы". В его рамках обсуждались успешные проекты талантливых и предприимчивых учащихся столичных школ.
Заместитель директора Центра поддержки обучения при Управлении образования города Баку Заур Балагадашов подробно рассказал Sputnik Азербайджан о школьных стартапах, отметив, что основная цель проекта – выявить учащихся, тяготеющих к творчеству, и оказать им поддержку.
"Стартап подразумевает подготовку бизнес-плана, с помощью которого школьники могут реализовать свои идеи. На первом этапе мы объясняем учащимся, что такое стартап, как составляется бизнес-план, предоставляем им всю сопутствующую информацию. Сначала возникает идея, потом принимается решение, как ее можно реализовать, с нуля составляется бизнес-план. Если инвестор его приобретает, то проект выходит из стадии стартапа и превращается в бизнес. Основная черта стартаперов - видеть то, что не видят другие, и уметь выдавать креатив", - сказал Балагадашов.
Что касается возрастной категории участников проектов, то, по его словам, школьники в большинстве случаев начинают интересоваться стартапами с 7-го класса. Эти учащиеся могут воспользоваться 3D-принтерами и другим необходимым оборудованием, расходными материалами и микросхемами в школах.
Замдиректора центра сообщил, что в настоящее время в подведомственных Управлению образования Баку школах насчитывается до 60 разработчиков стартапов. В их числе есть те, кто отметился достижениями на TEXNOFEST, проходившем в Азербайджане в прошлом году, сказал Балагадашов.
Автор "умных" мусорных баков
Ученик 8-го класса школы-лицея № 20 Мехди Мусаев является автором стартапа, связанного с "умными" мусорными контейнерами. Во время пандемии коронавируса он заинтересовался темой защиты от вирусов и микробов, после чего пришел к выводу, что нужно создать мусорные баки, которые можно открывать бесконтактным способом. Так Мехди придумал "умные" мусорные контейнеры, которые можно открывать с помощью специального сенсора.
"Мы подготовили этот проект для TEXNOFEST. Каждая модель была распечатана на 3D-принтере. Деревья были выполнены в Blender, а дома - в Tinkercad. Мы создали этот стартап, работая в команде. Элементы "умного" мусорного бака включают серводвигатель, ультразвуковой сенсор и чип. Когда мы приближаем руку к ультразвуковому датчику, серводвигатель открывает крышку бака на 180 градусов. Если отвести руку, крышка закрывается", - рассказал наш собеседник.
Он отметил, что это изобретение будет широко использоваться на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана.
Машины скорой, которым не страшны заторы
Сабина Гусейнзаде, ученица 8-го класса школы № 236, и Фархад Гусейнли, учащийся 8-го класса школы № 189-190, являются товарищами по команде. Больше всего их беспокоило то, что из-за роста числа заторов на дорогах машины скорой помощи не могут вовремя добраться до места, из-за чего страдают люди, которым нужна медпомощь. Поэтому они придумали четыре подъемные конструкции с раскрывающимися "ногами", с помощью которых застрявшая в пробке машина скорой может подняться над дорогой и беспрепятственно продолжить движение. По словам Гусейнзаде, на подготовку прототипа их команде понадобилось всего две недели.
БПЛА на страже экологии
Гасан Гулиев, ученик 10-го класса школы-лицея №62, является соучредителем и операционным директором компании Azastro Texnologiyalar Startap. Школьник-соучредитель основанной в августе 2020 года компании говорит, что основной ее деятельностью является использование колоссального энергетического потенциала Азербайджана таким образом, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.
"Наши БПЛА выявляют различные вредные газы в воздухе с помощью установленных на них датчиков. Дроны будут собирать и передавать полезные данные различным нефтяным и энергетическим компаниям. Так им станет известно, какие части их оборудования имеют технические неисправности, допускающие утечки. Благодаря этому наша страна будет защищена от вредных выбросов, загрязняющих воздух, а ее энергетический потенциал будет соответствовать европейским стандартам", - рассказал Балагадашов.
Наш собеседник отметил, что один из стартапов выиграл на Sabahlab грант в размере 25 тыс. По его словам, весной они планируют начать продажу стартапов.
Балагадашов отметил, что Центр поддержки обучения имеет более 30 международных аккредитаций, в том числе ООН и ведущих университетов США и Англии.
Пылесос за 5 манатов
Другой юный разработчик проектов Рауль Гулиев, ученик 10-го класса школы № 20, является автором проекта мини-пылесоса для сбора мелкого мусора.
"Увидев в ресторане компактный пылесос, я поинтересовался его стоимостью Оказалось, что он очень дорогой. И тогда я сделал мини-пылесос из пластиковой бутылки, который обошелся мне всего в 5 манатов", - рассказал школьник.