БАКУ, 9 фев — Sputnik. Землетрясения в Турции и Сирии потрясли своими чудовищными последствиями. Колоссальные разрушения повлекли за собой огромные человеческие жертвы, число которых уже приближаются к 20 000. В настоящее время продолжаются спасательные работы, в которых, наряду с местными специалистами, участвуют спасатели из многих стран мира.
При этом, следует отметить, что жизнь продолжается. Определенные силы, пользуясь ситуацией, пытаются нащупать пути претворения в жизнь своих корыстных интересов в Турции и регионе в целом. Как обычно, для этого необходимо наличие актуальной темы и площадки для обсуждения. В создавшейся ситуации стихийное бедствие пришлось весьма кстати. А основная площадка для обсуждений на протяжении последних 10-12 лет – безусловно социальные сети.
Ситуация в Турции: трагедия и политика
Согласно информации, число жертв стихийного бедствия на данный момент составляет 16 170, раненых - 64 194 человека, 6 444 здания разрушено. Наряду с огромной человеческой трагедией, это еще и колоссальные экономические потери.
Пользуясь ситуацией, политики и политизированные рядовые члены общества не преминули возможностью обрушиться со шквалом критики на президента Турции Эрдогана. Жители различных областей пишут о том, что их регион игнорируется и основное внимание при спасательных работах уделяется другим населенным пунктам. Представители властей сразу же отвергли такие утверждения.
Еще дальше пошел лидер турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу, который заявил, что за двадцать лет пребывания у власти Эрдоган не сделал ничего, чтобы подготовиться к бедствию такого масштаба. И это при том, что в мире очень мало стран, которые сталкивались со столь разрушительными природными катаклизмами. Как показывает практика, почти в каждом случае возникали непредвиденные обстоятельства, при которых внутренних мощностей не хватало и возникала необходимость оказания международной помощи.
Исходя из этого, большинство независимых экспертов сочли подобные высказывания неуместными. В настоящее время все усилия турков должны быть направлены на спасение сограждан, лечение пострадавших и обустройство выживших, а не на выяснение политических отношений.
Тем не менее в соцсетях стали появляться материалы, в которых пользователи осуждают власти за бездействие, публикуются кадры мародерства, краж и т.д. С учетом целенаправленного распространения данных материалов, наличие большого количества фейков и их отрицательного влияния на настроение масс в стране, руководство Турции приняло решение о блокировки соцсети Twitter, где больше всего тиражировалась такого рода информация. Во всяком случае, об этом сообщают зарубежные СМИ со ссылкой на организацию Netblocks.
Англоязычные медиа поспешили заявить, что ограничение работы Twitter в Турции связано с распространяемой в нем критикой президента и правящей партии. Свое недовольство выразили и оппозиционные лидеры. Так, глава партии DEVA Бабаджан возмутился ограничению работы Twitter, так как считает его важным средством коммуникаций в период масштабного катаклизма. Лидер “Хорошей партии” Акшенер задалась вопросом, кого и чего боится правительство Турции, запрещая соцсети.
Соцсети, как инструмент политического воздействия
Специалисты подчеркивают, что наряду с важным средством коммуникации в экстремальных ситуациях, соцсети также являются действенным инструментом воздействия на настроения масс в особо чувствительные моменты, к которым можно отнести волнения и чрезвычайные ситуации.
Турецкие политтехнологи хорошо изучили историю организации беспорядков во время “арабской весны”. Тогда нарастание волны недовольств и тактика противостояния властям координировалась посредством социальных сетей. В настоящее время масштабы и последствия тех процессов известны во всем мире. Более того, органы безопасности большинства стран прекрасно осведомлены о приемах, используемых в таких ситуациях.
Не исключено, что турецкие спецслужбы обнаружили следы попыток определенных групп в стране или за рубежом дестабилизировать ситуацию, воспользовавшись “удобным моментом”. Ведь в то время, когда основные силы государства брошены на минимизацию последствий стихийного бедствия, легче всего попробовать раскачать ситуацию.
При этом интерес вызывает тот факт, что речь идет о запрете деятельности только одной социальной сети, а именно Twitter. В связи с этим стоит вспомнить два факта: во-первых - данной социальной сетью владеет американский миллиардер Илон Маск. Второе – в первый день же после землетрясения турецкое руководство отвергло предложение Маска о помощи, которое заключалось в предоставлении возможностей спутниковой системы связи Starlink для оказания помощи пострадавшим от землетрясения. Руководство Турции мотивировало это тем, что в стране достаточно спутниковых мощностей, кроме того, есть базовые станции, работающие от аккумуляторов. Возможно, что турецкие спецслужбы знали, что в действительности за этим стоит.
Практика блокировки соцсетей в разных странах мира
Только за последние несколько лет неоднократные были отмечены случаи блокировки соцсетей по всему миру. И хотя это делалось по различным причинам, объединяло их одно: стремление минимизировать возможности использования соцсетей для дестабилизации ситуации в стране. Приведем всего несколько примеров, которые помогут пролить свет на эти вопросы.
Китайские власти начали вводить интернет-ограничения с 2003 года. Специально для этого была разработана программа под названием “Золотой щит”. Позже китайские власти установили, что многие злоумышленники, которые готовили или проводили террористические атаки в стране, общались в американской социальной сети Facebook. Исходя из этого, китайцы потребовали от американцев предоставлять данные переписки в соцсети, а получив отказ, запретили многие интернет-платформы и разработали свой проект соцсетей.
В России запрещена деятельность компании Meta. Причина в том, что корпорация, владеющая социальными сетями Facebook, Instagram и WhatsApp, позволяет пользователям пропагандировать фашизм, а также разрешила пользователям Facebook и Instagram в некоторых странах призывать к насилию в отношении российских военных на фоне событий на Украине. Исходя из этого российские судебные органы запретили деятельность компании Meta в России, в частности Facebook и Instagram были заблокированы.
Может сложиться ошибочное мнение, что ограничение деятельности социальных сетей не практикуется в западных странах, что в корне неверно. Приведем всего несколько примеров.
Правительство Великобритании обязало соцсети, службы доступа в интернет и магазины приложений заблокировать доступ к контенту медиагруппы “Россия сегодня”. Мотивировали данное решение тем, что они не согласны с информационной политикой медиахолдинга (чем не цензура?).
Особый интерес вызывает деятельность самой корпорации Twitter. Она неоднократно блокировала и продолжает блокировать отдельные российские информагентства. А как назвать тот факт, что во время политического противостояния между Байденом и Трампом Twitter заблокировал аккаунт действующего президента, которого лишили возможности высказывать свое мнение о происходящем в стране. После этого Трамп создал свою соцсеть, которой и пользуется в настоящее время.
И это только часть фактов, свидетельствующих о том, как западные политтехнологи манипулируют общественным мнением в своих странах посредством соцсетей. Что же тогда говорить о подобных действиях в третьих, и что особенно важно, технологически менее развитых странах.
Обобщая вышесказанное отметим, что в современном мире соцсети, являясь средством общения, превратились для центров влияния в мощнейший инструмент воздействия на общественное мнение. В такой ситуации каждое суверенное государство вынуждено принимать необходимы меры, направленные на защиту своего общества от воздействия извне. Какими методами претворять это в жизнь – вопрос к специалистам в области современных информационных и политических технологий. Любое государство, претендующее на статус независимого, должно уделять этой области особое внимание.
P.S. Согласно последней информации, которая была обнародована уже после подготовки материала, Twitter в Турции разблокировали. По неподтвержденной информации, была достигнута определенная договоренность по поводу проверки содержания публикуемых материалов.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.