БАКУ, 23 янв — Sputnik. В конце прошлой недели стало известно, что представители коалиции стран, участвующих в политике потолка цен на доставляемые по морю российские сырую нефть и нефтепродукты, согласились ввести два отдельных предела стоимости на них в зависимости от категории.
Так, стороны проработали два отдельных потолка в дополнение к потолку цен на сырую нефть. Один предел предусмотрен для нефтепродуктов, которые обычно торгуются с надбавкой по отношению к сырой нефти, таких как дизельное топливо или бензин. Другой предназначен для продукции, которая торгуется со скидкой по отношению к сырой нефти, такой как мазут.
Азербайджан зависит от импорта нефтепродуктов из РФ
Несмотря на то, что часть потребляемых в Азербайджане нефтепродуктов производится на месте, АР все еще зависит от импорта автомобильного топлива, импортируя из России 70% бензина.
Так, по итогам января-ноября 2022 года Азербайджан закупил свыше 150 тыс. тонн бензина марки AI-92 в РФ. Кроме того, из России импортировано более 70 тыс. тонн бензина AI-95. Импорт в АР российского бензина AI-98 превысил 1 тыс. тонн.
При этом поставки в Азербайджан из РФ бензина AI-92 выросли по итогам 11 месяцев прошлого года почти в 30 раз, а AI-95 - более чем на 40%.
Напомним, что в соответствии с постановлением Кабинета министров Азербайджана, в период с 1 февраля по 1 июня 2022 года таможенные пошлины на импорт бензина AI-95 и AI-92 были снижены с 15% до нуля.
Вопросы о двух потолках цен
По словам аналитика Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игоря Юшкова, введение двух потолков цен понятно, так как рынки нефтепродуктов совершенно разные.
По его словам, и мазут, и светлые нефтепродукты – это совершенно разная продукция с разными ценами. Поэтому невозможно установить на них один предел стоимости.
В связи с этим, отметил эксперт, вводятся два потолка цен – на мазут, который дешевле нефти, и все остальные нефтепродукты, которые дороже ее.
"Хотя это тоже, наверное, весьма странно, что они собираются все светлые нефтепродукты под одну гребенку завести. Потому что даже рынки дизельного топлива, авиатоплива, керосина и сжиженного углеводородного газа разные. Например, сжиженный углеводородный газ имеет свое применение и свои особенности рынка", - рассказал Юшков Sputnik Азербайджан.
Эксперт отметил, что ситуация довольно странная и пока неясно, как будет работать схема двух потолков цен на нефтепродукты. Но в любом случае, добавил он, для России основная проблема заключается в том, что танкеров, способных перевозить нефтепродукты, в мире в целом меньше, чем нефтеналивных танкеров.
Поэтому РФ реализует в нефтяной сфере стратегию, когда страна собирает лояльный флот танкеров, скупая поддержанные суда. Главная цель, чтобы было достаточное количество судов для перевозки всего объема российской нефти, который еще и идет в Азию.
"А по нефтепродуктам такого флота в мире меньше, а значит, сложнее собрать лояльный себе флот для того, чтобы перевозить нефтепродукты в тех объемах, которые транспортировались ранее. Помимо того, что 5 февраля начинает действовать потолок цен на нефтепродукты, также вступает в силу эмбарго Евросоюза на эти самые нефтепродукты, перевозимые морским транспортом", - рассказал Юшков.
Переориентировка российского экспорта - шанс для Азербайджана
По словам Юшкова, любые рынки сбыта для российских нефтепродуктов будут крайне важны, особенно те, куда их можно будет доставить по железной дороге.
Кроме того, вполне возможно, что если Азербайджану потребуется больше объемов нефтепродуктов, то российские компании будут больше поставлять, отметил он.
При взаимодействии с Азербайджаном у России появляется шанс увеличить и свой экспорт нефтепродуктов. Так, РФ может поставить больше нефтепродуктов Азербайджану, который в свою очередь может высвободившиеся объемы своих нефти и нефтепродуктов экспортировать на другие рынки, причем по высоким ценам, считает Юшков.
"Потребляя российские нефтепродукты, Азербайджан может поставлять свои в другие страны по мировым ценам. Мы видим, что в мире такая практика есть. То есть страна покупает российское сырье или нефтепродукты со скидкой, а свои экспортирует по большей цене и в больших объемах", - рассказал он.
Эксперт напомнил, что ближневосточные страны пользуются такой схемой с весны 2022 года, к примеру, такие, как Саудовская Аравия и ОАЭ, у которых есть электростанции, работающие на жидком топливе.
По его словам, когда США с первого апреля ввели эмбарго на российскую нефть, нефтепродукты и другие энергоносители, европейцы просто боялись покупать много российского сырья. Свободные объемы российского мазута были успешно "пристроены" тогда на ближневосточных рынках.
"Казалось бы, зачем стране дополнительные объемы нефтепродуктов, если она сама их производит? Но оказалось, что они берут российский мазут со скидкой, успешно его сжигают на своих электростанциях, а свои высвободившиеся объемы нефти экспортируют по мировым ценам и зарабатывают на этом", - рассказал Юшков.
По его мнению, Азербайджан вполне может использовать тот же сценарий, и все останутся довольны. РФ найдет рынки сбыта для своего топлива, а Азербайджан получит это топливо и возможность больше экспортировать свои нефтепродукты по мировым ценам.
"В остальном Россия будет экспортировать свои нефтепродукты, в первую очередь, на азиатские рынки, но также мы видим, что большие объемы идут в страны Северной Африки. В частности, в Марокко стали покупать много российского дизеля. Что они там с ним делают - переправляют ли на европейский рынок или сами потребляют - сказать сложно. Но тем не менее есть факт, что в Марокко значительно увеличили закупки российского дизеля", - заметил Юшков.