БАКУ, 17 янв — Sputnik. Вопрос размещения наблюдательной миссии Евросоюза на армяно-азербайджанской границе актуализировался после сентябрьских боев, в ходе которых стороны выступили со взаимными обвинениями. После этого на четырехсторонней встрече с участием руководителей Азербайджана и Армении, при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эммануэля Макрона, было достигнуто соглашение о размещении на границе двух стран миссии, состоящей из 40 наблюдателей, сроком на два месяца. Причем она должна быть размещена в Армении, так как Азербайджан не дал согласия разместить ее представителей на своей территории, согласившись лишь на сотрудничество по мере необходимости.
Азербайджанские политологи отмечали, что размещение данной миссии может спровоцировать дальнейшие провокации на границе, что и стало подтверждаться в декабре.
Нонсенс по-европейски: Срок завершается – миссия продолжается
Двухмесячный срок пребывания миссии завершился 19 декабря. Однако сразу же после этого последовало заявление верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля о том, что Европейский совет, по согласованию с правительством Армении, решил, что существующая миссия наблюдателей ЕС в Грузии направит в Армению временную группу помощи.
“Эта группа предназначена для переходного периода и будет осуществлять подготовку для деятельности долгосрочной миссии, а также информировать ЕС о состоянии безопасности в регионе”, - заявил Боррель.
По его словам, новая миссия должна состоять уже из 200 наблюдателей, а работать она будет в течение двух лет.
Причем в этот раз при принятии решения мнением Азербайджана вообще не поинтересовались. Тем более лицемерным выглядела та часть заявления Борреля, в которой было сказано, что “группа помощи по планированию переходного периода также окажет поддержку президенту Совета Европейского Союза Шарлю Мишелю в процессе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном при посредничестве ЕС”.
Ведь налицо ситуация, когда принятое решение поставило под серьезное сомнение доверие к ЕС и его посреднической миссии со стороны Азербайджана. Действительно, сложно верить посредникам, которые в любой удобный для себя момент могут принять одностороннее решение без учета ваших интересов.
"Где собака зарыта”?
Однако наивно предполагать, что ЕС проворачивает данную операцию в одиночку. С момента прихода к власти прозападного Пашиняна неоднократно наблюдались попытки Еревана продемонстрировать резкую смена курса во внешней политике. Достаточно вспомнить его высказывания по поводу целесообразности членства Армении в ОДКБ, ЕАЗЭС и т.д.
Касаясь сентябрьских событий прошлого года на армяно-азербайджанской границе, Пашинян однозначно потребовал от ОДКБ военного вмешательства в противостояние на стороне Армении, что естественно было невозможно. Для этого должна была быть создана комиссия, проведено расследование и только в случае наличия неопровержимых доказательств факта агрессии могло быть принято решение о силовом вмешательстве. Однако, как только ОДКБ решило послать наблюдательную миссию организации в регион для изучения создавшейся ситуации, Пашинян отказался ее принять и в который раз вновь обратил свои взоры на запад. Данное решение позволило экспертам выдвинуть два предположения.
Во-первых, отказ от изучения ситуации со стороны специалистов ОДКБ говорит о том, что “у Пашиняна рыльце в пуху”, т.е. ситуация на границе отнюдь не такова, какой ее пытается представить армянский премьер.
Во-вторых, согласование данного вопроса в рамках ОДКБ может отбросить на долгое время возможность привлечения в регион западных сил в лице наблюдателей ЕС, чего Ереван так долго добивался.
Подтверждением вышеуказанного может служить и то, что вскоре последовал еще один демарш Еревана, когда Армения отказалась проводить на своей территории совместные учения ОДКБ "Нерушимое братство-2023".
"Министр обороны Армении проинформировал Объединенный штаб ОДКБ о том, что в нынешней ситуации считаем нецелесообразным проведение учений ОДКБ на территории Армении. По крайней мере, в этом году такие учения в Армении не пройдут", - заявил премьер.
Пашинян примеряет новый "зонтик безопасности"
Судя по всему, команда армянского премьера окончательно определилась с выбором нового “хозяина”. Воспользовавшись ситуацией, когда Москва основные силы направляет на разрешение конфликта на Украине, Пашинян постепенно “отползает” на запад.
По мнению наблюдателей, в настоящее время единственным сдерживающим фактором для Еревана является наличие 102-й российской военной базы в Гюмри, которой в Армении серьезно побаиваются. Проводимые время от времени акции с требованием вывода военнослужащих РФ из Армении можно считать пробными шарами, которые запускаются с целью прощупать почву для принятия окончательного решения.
Примечательным является и тот факт, чем больше "активничают" европейские политики в регионе, тем тяжелее продвигаются процессы по установлению долгосрочного мира. Если еще недавно представители Азербайджана и Армении говорили о возможности подписания мирного договора в ближайшее время, то сейчас об этом речь уже не идет.
А без этого невозможно всерьез обсуждать создание условий для мирного сосуществования. Только выстраивание ровных, основанных на взаимном уважении отношений с соседями может позволить достичь долгосрочного устойчивого мира в регионе. А поиск новых “зонтиков” извне для создания новой структуры безопасности - опасное занятие. Особенно с учетом того, что новые игроки приходят в регион со своими интересами, а действовать они будут своими методами, которые вряд ли придутся по душе уже обосновавшимся здесь акторам.
Так что поиск нового “зонтика безопасности” для Пашиняна может обернуться для региона, а в первую очередь для Армении, небывалыми последствиями. Особенно если учесть тот факт, что “зонтик уже изначально протекает”, что явно прослеживается на его отрицательном влиянии на ход переговорного процесса.