БАКУ, 9 янв — Sputnik. Стоимость топлива на российских АЗС не должна отреагировать на запрет Европы импортировать нефтепродукты из России, власти РФ будут стараться удерживать рост цен в пределах официальной инфляции, выразил РИА Новости мнение заместитель руководителя направления "Экономика отраслей ТЭК" ЦСР Сергей Колобанов.
Россия поставляет в Европу преимущественно дизельное топливо, а также мазут и нафту. По мнению Колобанова, если для двух последних продуктов можно найти рынок сбыта в Азии после эмбарго, наступающего 5 февраля, то спрос на дизтопливо там значительно ниже, чем в Европе. В результате в России может образоваться избыток дизеля и мазута, полагает эксперт.
"Формально по законам рынка переизбыток должен приводить к снижению оптовых цен, однако в России на стоимость топлива больше влияет фискальный механизм в нефтяной отрасли. […] При этом на поведении розничных цен бензина и дизтоплива введение эмбарго вообще не должно отразиться: неформализованные договоренности власти с нефтяниками подразумевают, что независимо от внешних факторов, цены на АЗС не должны расти выше инфляции", - сказал Колобанов.
По прогнозу Минэкономразвития, в 2023 году инфляция составит 5,5%.
Другой собеседник агентства в отрасли, пожелавший остаться анонимным, оценил риски дефицита бензина в России как крайне невысокие. По его словам, при худшем сценарии из-за снижения спроса на экспортно ориентированный дизель российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) придется менять структуру выпуска нефтепродуктов, и временно сократится выпуск бензина. "Но вероятность такого сценария оценивается как невысокая", - заключил источник.
"Сильных предпосылок к изменению подхода к ценообразованию на внутреннем рынке сейчас нет. Из-за социальной значимости вопроса государство будет сдерживать рост цен на топливо в приделах инфляции, используя имеющийся механизм демпфера", - согласился отраслевой источник с мнением аналитика из ЦСР.