БАКУ, 6 янв — Sputnik. Очередная встреча между представителями заинтересованных в реализации строительства транспортного коридора "Север-Юг" Азербайджана, Ирана и России состоится в Баку.
Этот факт примечателен тем, что мероприятие проходит в столице страны, которая находится прямо в центре этого пути. Согласно информации, опубликованной иранскими СМИ, на встрече предполагается обсудить вопросы, связанные с инвестированием и строительством недостающего звена железнодорожной линии транспортного коридора между иранскими городами Астара и Решт.
Международный транспортный проект "Север-Юг" призван обеспечить бесперебойную поставку товаров из Индии и Ирана в Россию и значительно сократить время доставки грузов. Так, время доставки, как ожидается, составит около трех недель по сравнению с шестью неделями по ныне существующему маршруту.
Общая длина транспортного коридора "Север-Юг" составляет 7,2 тысячи километров. Маршрут призван не только вдвое сократить расстояние грузоперевозок, но и призван значительно сократить их стоимость.
Недостающий участок железной дороги: причина долгого "строительства"
Причины долгого строительства недостающего железнодорожного участка на иранской территории носят скорее субъективный характер. Достаточно напомнить, что строительство участка до 165 километров по силам каждому из участников проекта транспортного коридора "Север-Юг" в отдельности. Но тем не менее, процесс объединения железнодорожных сетей Азербайджана и Ирана затянулся на долгие годы.
Соглашение о создании МТК "Север-Юг" было подписано между Россией, Ираном и Индией 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге. На тот момент участники соглашения имели альтернативные пути сообщения, что не сильно способствовало интенсивному процессу реализации. К тому же параллельно велись переговоры с другими странами, которые были бы заинтересованы в участии в проекте. В целом данное соглашение ратифицировали 13 стран (Азербайджан, Беларусь, Болгария, Армения, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Россия, Таджикистан, Турция, Украина). Данный этап можно считать завершенным после присоединения к нему Азербайджана в 2005 году.
Сразу после подключения к проекту АР начал интенсивно модернизировать свою транспортную инфраструктуру. В частности, в кратчайшее время была обновлена железнодорожная сеть, создана автомагистраль, соединяющая север и юг страны. В настоящее время ведется модернизация данной автодороги.
Но реализация проекта застопорилась на территории соседнего Ирана, где предстояло достроить недостающую железнодорожную линию между иранскими городами Астара и Решт. Официальный Иран неоднократно заявлял, что основным препятствием на пути строительство этого участка является недостача материальных средств. Летом 2016 года Азербайджан заявил о готовности выделить Ирану кредит на строительство железной дороги в размере $500 млн. Однако сдвинуть данный проект с мертвой точки не удалось.
Процесс удалось интенсифицировать после непосредственного вмешательства президента ПФ Владимира Путина. Летом прошлого года в Иране он заявил, что Москва готова построить участок железной дороги Астара - Решт, возведение которого будет способствовать "восстановлению транспортной инфраструктуры на Южном Кавказе с выходом на Иран и запуску коридора "Север – Юг".
В конце прошлого года иранская сторона вновь подняла тему материальной стороны вопроса. Замминистра дорог и городского развития Ирана Хейролла Хадеми заявил, что Ирану требуется 800 млн евро для завершения строительства данного железнодорожного участка. Он подчеркнул, что технические работы и инженерные исследования уже завершены, информация отправлена подрядчикам, выразившим готовность участвовать в проекте.
Миром управляют интересы
Без заинтересованности сторон попытки продвижения любого международного проекта выглядят неубедительно. В данном случае реализация транспортного коридора "Север – Юг" сулит дивиденды всем странам-участницам.
Прямая железнодорожная линия исключит двойную перезагрузку контейнеров, которая имеет место в портах Каспийского моря в настоящее время.
Согласно подсчетам минтранса РФ, с запуском недостающего железнодорожного участка можно будет увеличить грузопоток по коридору на 3-10 млн тонн в год.
В настоящее время Россия наращивает торгово-экономическое сотрудничество как с Индией, так и Ираном. Основным тормозом в данном процессе можно считать слабые логистические связи, устранение которых позволит наладить еще более интенсивные торговые связи.
Кроме того, с учетом западного санкционного давления на Россию и Иран МТК позволит обеспечить доставку грузов по контролируемой дружественными странами территориям. Тем более, что Тегеран получит от запуска маршрута еще и дополнительные доходы за транзитные услуги.
Необходимо отметить, что с учетом повышения скорости доставки грузов и снижения стоимости перевозок понизится себестоимость товаров.
У Азербайджана также появляется возможность получения прибыли от транзита за использование ее территории и пользования логистическими возможностями МТК для реализации экспортно-импортных операций.
По всем раскладам видно, что реализация данного международного проекта экономически выгодна всем участникам. С учетом реальной международной обстановки в Баку ожидается согласование деталей, которые позволят ускорить начало строительства данного участка. Если подобное произойдет, то процесс запуска прямого железнодорожного сообщения по транспортному коридору "Север – Юг" будет уже не за горами.