БАКУ, 29 дек — Sputnik. Встреча в Москве ознаменовала начало новой эпохи во взаимоотношениях Турции и Сирии, которые не проводили официальных переговоров на протяжении 11 лет. Налаживание взаимопонимания может поспособствовать образованию тройственного союза по урегулированию ситуации в Сирии, который способен положительно повлиять на урегулирование проблем в стране.
Положительные отзывы переговорщиков о встрече позволяют с надеждой взглянуть на будущее взаимоотношений и соответственно ситуацию в Сирии. В минобороны России заявили, что "по итогам встречи стороны отметили конструктивный характер состоявшегося диалога в данном формате и необходимость его продолжения в интересах дальнейшей стабилизации обстановки в арабской республике и регионе в целом".
Турецкий министр обороны Хулуси Акар указал, что Анкара уважает территориальную целостность и суверенные права Сирии, и что единственная цель Турции – борьба с терроризмом. Акар отметил, что на переговорах также был затронут вопрос миграции.
Если суммировать основные тезисы, озвученные после переговоров, то можно предположить, что наряду с налаживанием диалога, особое внимание уделяется вопросам территориальной целостности и суверенитета, борьбы с терроризмом, а также проблеме миграции.
Начало конфликта в Сирии и проблема беженцев
Начавшаяся в 2011 году с антиправительственных выступлений противостояние быстро переросло в гражданскую войну. К началу 2013 года правительственные силы контролировали менее 1/5 страны. Ситуация относительно стабилизировалось с вступлением в войну иранских прокси. Но полностью решить проблему они не смогли, однако не допустили развала страны.
Перелом наступил в 2015 году со вступлением в конфликт ВС России с официального приглашения президента Сирии Башара Асада. За короткое время при поддержке ВКС России правительственные войска вернули под контроль две трети сирийской территории, включая все восемь главных городов – Дамаск, Алеппо, Хомс, Хама, Латакия, Тартус, Дераа и Дейр-эз-Зор. С тех пор конфликт вступил в стадию затяжного, решению которого мешает наличие несколько мировых и региональных акторов.
В результате войны погибло почти полмиллиона сирийцев, более 12 миллионов вынужденно покинули свои дома. Из них около 7 миллионов уехали из страны. Больше половины беженцев нашли пристанище в соседней Турции, что и делает актуальным обсуждение проблемы мигрантов между странами.
Турция, вынужденная тратить огромные средства на содержание беженцев, кровно заинтересована в создании условий для их возвращения. При этом, наряду с гуманитарными вопросами, необходимо учитывать и политический аспект, связанный с правами беженцев. Мировые организации настаивают на том, чтобы при возвращении политические диссиденты из числа беженцев не подвергались гонениям со стороны сирийских властей.
Еще один вопрос связан с возможным размещением беженцев в родной стране. Вопрос размещения и трудоустройства возвращенцев в условиях разрухи в стране требует особой проработки.
Примечательно, что Турция уже пытается частично решить эти проблемы, размещая беженцев на контролируемой ее ВС приграничной территории Сирии. Но эти меры являются лишь "каплей в море", для дальнейших шагов необходима координация между сторонами. Особенно если учесть, что контролируемая Турцией территория ограничена, и возвращению беженцев в эту зону всячески противятся курдские вооруженные формирования РПК/YPG (Рабочая партия Курдистана, запрещена в Турции), поддерживаемые США, которые не прочь организовать в регионе свое абсолютное господство.
К тому же ситуация в этом регионе время от времени накаляется: то посредством очередного теракта РПК/YPG на территории Турции, то ответом Анкары в контексте очередной антитеррористической операции на территории Сирии.
Антитеррористическая деятельность – важный элемент безопасности
Со времени начала сирийского Анкара инициировала несколько антитеррористических операций на приграничной территории соседней страны. Так, турецкое руководство открыто заявило о поставленной цели, которая подразумевает создание 30-километровой зоны безопасности на приграничных территориях Сирии и Ирака.
Обычно перед проведением подобных операций руководство Турции проводило консультации с Москвой и Вашингтоном, ВС которых присутствуют в регионе.
Но в последнее время согласовывать эти вопросы становится все сложнее. С одной стороны, американцы всеми способами пытаются уберечь своих ставленников в регионе с целью создания противовеса Дамаску и при необходимости возможного инструмента давления на Анкару. С другой стороны – Москва и Дамаск настроены получить определенные гарантии ограниченности антитеррористической операции Турции по времени и территориальному охвату.
Именно этим и можно объяснить откладывание Анкарой проведения очередной операции, которая была анонсировано еще несколько недель назад.
"Одним из самых важных вопросов, которые мы подняли на встрече, была борьба с терроризмом. Мы подчеркнули, что уважаем территориальную целостность и суверенные права всех наших соседей, особенно Сирии и Ирака, и что нашей единственной целью является борьба с терроризмом, и что у нас нет других целей. Мы заявили, что стремимся нейтрализовать членов террористических организаций, таких как PПK/YPG (запрещена в Турции) и ИГИЛ (запрещена в РФ), которые представляют угрозу для Сирии", – приводит слова Акара его пресс-служба.
Нерушимость границ – основа региональной стабильности
Москва, Анкара и Тегеран всегда выступали за территориальную целостность Сирии. Они прекрасно осознают, что нарушение территориальной целостности этой страны может повлечь за собой непредсказуемые последствия в регионе, чреватые воцарением хаоса и нестабильности. А чем это все это закончится, можно вспомнить ирано-иракскую и арабо-израильские войны.
Думается, что совместные усилия гарантов астанинского процесса по урегулированию ситуации в Сирии помогут окончательно исключить из повестки дня даже предположения о возможности раздробления САР (Сирийская Арабская Республика). Немаловажным фактором стабилизации ситуации в регионе может служить сам факт возобновления официальных контактов между Анкарой и Дамаском.
Геополитика или экономика: противостояние по-сирийски
Несмотря на усилия по урегулирования конфликта в Сирии, существуют силы, которые явно этому противятся. Условно эти силы можно разделить на три категории:
1. Политическая оппозиция, которая не уверена в завтрашнем дне. Они опасаются, что усиление власти Асада и восстановление суверенитета над всей территорией страны неминуемо приведет к ужесточению позиции властей относительно них;
2. Недобитые формирования ИГИЛ (запрещена в РФ) и других террористических организаций религиозного толка, которые в настоящее время находятся в выжидательной позиции и надеются на возможность "сказать свое слово";
3. И, наконец, это курдские вооруженные формирования PПK/YPG, поддерживаемые США. Группировки установили контроль над богатыми нефтью обширными территориями Сирии, переведя их в режим самоуправления. Говоря простым языком, данные земли фактически отколоты от Дамаска. И хотя в момент возникновения реальной угрозы со стороны Анкары, местные формирования согласились на ввод в определенные контролируемые ими районы правительственных войск, но даже в данном случае было введено совместное контролирование территории. При этом Дамаск довольствовался тем, что на этих территориях вывешивался сирийский флаг..
Стоит отметить, что среди этих упомянутых сил наиболее жизнеспособной с экономической точки зрения является именно третья. Стоит отметить, что в усилении курдских подразделений прежде всего заинтересованы США, которые преследуют в регионе свои геополитические интересы, при этом практически не вкладываясь в них экономически. Тут стоит упомянуть контроль над нефтяными месторождениями и непосредственно ее нелегальный вывоз за пределы страны. Вооружение этих подразделений со стороны США позволяет предположить, что эти формирования еще пригодятся Вашингтону для претворения в жизнь пока еще не раскрываемых ее задач в будущем.
И что-то подсказывает, что эти задачи послужат отнюдь не укреплению мира и сотрудничества в регионе. В современных условиях обязательным становится достижение положительных результатов в контактах сторон, которые заинтересованы в скорейшем урегулировании сирийского конфликта. Отсутствие материальных дивидентов в данном случае не может перевесить для них вопросы региональной безопасности, что можно оценить – как жизненно необходимый фактор.