БАКУ, 26 дек — Sputnik. Еще в начале 2022 года никто не представлял себе, что в переговорном процессе могут появиться новые посредники. Встречи и переговоры между представителями Азербайджана и Армении плавно переходили в рутину, при этом не наблюдалось существенного прорыва в процессе.
Однако 22 февраля произошло событие, которое привлекло внимание всех политических аналитиков. Неожиданно для сторонних наблюдателей президенты АР и РФ подписали "Декларацию о союзническом взаимодействии между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией".
В марте возникла напряженность между Азербайджаном и Арменией, которой предшествовала попытка армянской стороны возвести фортификационные сооружения близ территории села Фаррух. Попытка была пресечена и во избежания повторения инцидента, азербайджанские подразделения установили контроль над селом и близлежащими высотами.
10 марта 2022 года Баку направил Еревану предложение по заключению мирного договора, в котором нашли отражение пять базовых принципов:
взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и политической независимости друг друга;
подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять подобные претензии в будущем;
отказ от угроз применения силы;
проведение делимитации и демаркации границ и установление дипломатических отношений;
открытие транспортных и других коммуникаций и налаживание сотрудничества в прочих сферах, представляющих взаимный интерес.
Премьер РА Никол Пашинян 31 марта подтвердил, что для Армении приемлем принцип взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ двух стран. Однако он подчеркнул, что Ереван в своих публичных и дипломатических ответах заявила о все еще наличии карабахского конфликта и вопроса прав армян, который "должен решаться в контексте всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования".
Реакция Азербайджана была ожидаемой – президент Алиев заявил, что вопрос статуса канул в небытие после победы АР в 44-дневной войне и Баку не намерен обсуждать ситуацию на своей территории с кем бы то ни было. Что же касается прав армянского населения, проживающего в Карабахском экономическом регионе Азербайджана, то в случае принятия азербайджанского гражданства они будут наделены всеми правами и обязанностями, которые есть у всех граждан республики вне зависимости от их национальной принадлежности и вероисповедания.
После этого премьер Армении сделал очередной выпад в сторону Азербайджана во время выступления перед парламентом.
"Если в прошлом мы ставили в основу статус Карабаха, выводя отсюда гарантии безопасности и права, то теперь мы ставим в основу гарантии безопасности и права, выводя из этого вопрос статуса", – указал Пашинян.
Он добавил, что статус в данной ситуации – это не самоцель, а "средство обеспечения безопасности и прав армян Нагорного Карабаха".
И хотя в этой речи армянский премьер назвал свою прежнюю позицию ошибкой и покаялся, что прежде не соглашался на уступки, Баку вновь ответил соответствующим образом, оценив выступление армянского премьера как вмешательство во внутреннее дело Азербайджана. Азербайджанские аналитики оценили выступление Пашиняна как арифметическое правило "от перестановки мест слагаемых сумма не меняется", то есть несмотря на перестановку выражений, суть требований Еревана не изменилась.
Расширение числа участников в институте посредников
Даже указанные примеры показывают, что процесс урегулирования взаимоотношений между Баку и Ереваном не обещает быть простым и скорым. По мнению Баку, несмотря на заявления Пашиняна, в которых он признает ранее совершенные ошибки, армянская сторона вновь "наступает на те же грабли", и продолжает под различными предлогами затягивать подписание окончательного мирного договора.
Именно в этом контексте рассматривается вопрос с привлечением в процесс новых посредников. В течение 2022 года, кроме России, посредниками пытались выступать Госдеп США, председатель Евросовета Шарль Мишель.
Ближе к концу года к главе Евросовета присоединился и президент Франции Макрон. В этом формате стороны продвинулись еще дальше и закрепили свои переговоры отсылкой к Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года, что подразумевало законодательное обоснование признания взаимной территориальной целостности.
Однако продолжению этой платформы не суждено было сбыться по той простой причине, что через несколько дней после переговоров Макрон разразился антиазербайджанскими высказываниями, что абсолютно несовместимо с ролью посредника, которую пытался играть французский президент. На это указали непосредственно в Баку, а самому Макрону указали направление.
В итоге, несмотря на все усилия Москвы, Вашингтона, Брюсселя и Парижа, стороны лишь незначительно продвинулись в вопросе подписания мирного договора. То же можно сказать и по вопросу делимитации и демаркации границы, где ситуация ограничилась встречами ответственных за переговоры на этом треке за столом.
Не менее противоречива ситуация и в вопросе открытия коммуникаций в регионе. Азербайджан все еще не получил беспрепятственного сообщения со своим нахчыванским эксклавом, что отрицательно влияет на процесс нормализации отношений сторон.
Примечательно, что азербайджанские аналитики связывают ухудшение ситуации вокруг переговоров и явное торможение мирного процесса с моментом вклинивания в переговорный процесс французского лидера Макрона.
Экономическая составляющая – как тормозящий урегулирование фактор
Звучит удивительно, но в отличии от начала мирных переговоров после подписания трехстороннего договора в ноябре 2020 года, когда предложенное экономическое сотрудничество должно было послужить неким стимулирующим для сближения моментом, в настоящее время именно этот фактор тормозит общий процесс установления мира в регионе. И каждый следующий день делает этот фактор еще более важным и болезненным для Армении.
Потому что чем больше затягивается процесс подписания мирного договора, тем более усердно Азербайджан работает над проектом требования репараций от Армении.
Все это время велся подсчет нанесенного ущерба во время захвата и оккупации территорий. Учитывались в основном разрушенные строения и объекты инфраструктуры. В настоящее время также подсчитывается ущерб, нанесенный в рамках незаконной эксплуатации природных месторождений, что подразумевает собой непосредственно мониторинг данных объектов, часть из которых находятся на территории, где временно дислоцированы российские миротворцы.
В начале декабря представители соответствующих структур Азербайджана встретились с руководством миротворческого контингента РФ, дислоцированного в регионе и договорились о проходе на золоторудное месторождение Гызылбулаг и медно-молибденовое месторождение Демирли. Однако руководители сепаратистских структур в Ханкенди воспрепятстовали визиту азербайджанских специалистов, что послужило возникновению очередного витка напряженности в регионе.
Экологи и другие представители НПО Азербайджана выступили с инициативой недопущения вывоза в Армению незаконно добываемых на неподконтрольной в настоящее время Баку территории полезных ископаемых. Эта акция породила множество политических кривотолков. Однако экологи не намерены отступать и официальный Баку настоятельно требует установления своего контроля над природными ресурсами, которые по праву принадлежат АР.
И здесь следует отметить, что на территории Карабахского экономического региона имеется около 160 залежей различных ценных металлов – золота, ртути, меди, свинца, цинка, а также месторождения каменного угля, алебастра, вермикулита, залежи цветных и декоративных камней, облицовочного камня. Эти ресурсы некогда имели большое значение для экономического потенциала Азербайджана, однако в течении многих лет оккупации они разграблялись и экспортировались за рубеж.
Восстановление Карабаха продолжается, несмотря на политические перипетии
Несмотря на искусственно создаваемые препоны в вопросе установления долгосрочного мира в регионе, Азербайджан продолжает восстановительные работы на освобожденных территориях и создает экономическую базу для дальнейшего развития региона. Таким образом создаются условия для обеспечения реализации проекта "Большого возвращения", подразумевающего возвращение изгнанного в начале 90-х годов прошлого века азербайджанского населения на свои исторические земли.
В течении ближайших 3-4 лет планируется вложить в этот проект порядка $11 миллиардов. Это реализация первого и начала второго этапа восстановления – создание магистральной инфраструктуры транспорта и сетевых коммуникаций, первые жилищные комплексы, начальная инфраструктура туризма, промпарки.
В эти же годы начнут развертываться проекты внешних инвесторов. Предварительно на освобожденных территориях будут реализовывать около трех сотен проектов из Турции, России, Израиля, ОАЭ, Казахстана, Узбекистана.
Руководство Азербайджана планирует уделять особое внимание экологически чистым проектам, в частности, реализация проектов по "зеленой" энергетике. К работе в данном сегменте планируют подключиться компании из Великобритании, Саудовской Аравии и еще ряда стран.
По мнению российского эксперта Александра Караваева, этот круг компаний, задействованных в сфере возобновляемой энергетики, создадут своего рода пул инвесторов и застройщиков новой магистральной энергетической инфраструктуры, которая объединит проекты на освобожденных землях с теми, которые развиваются на остальной территории Азербайджана, экспорта. Специалист считает, что в ближайшем будущем эта сеть будет подключена к проекту экспорта зеленой энергии в Европу по дну Черного моря посредством Грузии и Румынии.
Он предположил, что данный проект по своей значимости может быть сопоставим с "Контрактом века", заключенным Азербайджаном в 1994 году.
"Если предыдущий контракт был назван контрактом ХХ века, то данный проект можно охарактеризовать как контракт ХХI века. Он охарактеризует собой следующий этап экспортного профиля Азербайджана на европейские рынки. Зангезурский и Карабахский экономические регионы будут играть одну из ключевых ролей в данном проекте", – подытожил свою мысль Александр Караваев.
Кроме того, Карабах имеет большую сырьевую базу. Наряду с полезными ископаемыми, о которых говорилось выше, в регионе произрастает ряд эфиромасличных, ароматических, лекарственных, декоративных и других нетрадиционных растений.
Обобщая можно сказать, что в целом с экономической точки зрения региона привлекает внимание обильное водоснабжение, возможности электроснабжения, организация и развитие туристической сферы, богатые залежи полезных ископаемых.
Что год грядущий нам готовит?
Развитие событий показывает, что в целом стороны настроены позитивно. При всех словесных перепалках, которые время от времени возникают между Баку и Ереваном, правительства стран продолжают созидательные работы в экономической сфере. Идет строительство в близких к границам регионах. За прошедший год Азербайджан на освобожденных территориях ввел в эксплуатацию два международных аэропорта.
По мнению обозревателей, это говорит о двух важных составляющих, которые позволяют делать положительный прогноз относительно развития двусторонних отношений между Азербайджаном и Арменией.
Во-первых, Баку основательно вкладывается в освобожденные территории, что говорит об уверенности в том, что большой войны в регионе не будет. Во всяком случае, так считают в Баку.
Во-вторых, Азербайджан уверен в своих силах и намерен пресечь любую возможную провокацию.
Армении накаливание обстановки на границе также невыгодно, о чем неоднократно в своих выступлениях давал понять Пашинян.
А значит, стороны настроены оптимистично. И в дальнейшем достаточно просто не поддаваться на внешние раздражители, которые могут быть инициированы теми, кому выгодно повысить градус напряженности в регионе с целью достижения собственных интересов.