БАКУ, 22 дек — Sputnik. Около 85% учителей в школах Азербайджана составляют женщины, свидетельствуют данные Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей.
В отчете структуры отмечается, что в общеобразовательных школах республики 1 352 из 3 642 директоров, 2 753 из 4 677 завучей и 121 405 из 143 902 учителей составляют женщины.
Данные цифры свидетельствуют о том, дефицит учителей мужского в школах продолжает оставаться проблемой. Отметим, что участившиеся в последнее время инциденты с плохим поведением школьников многие связывают именно с тем фактом, что в школах "катастрофически не хватает учителей-мужчин".
Даже министр науки и образования Эмин Амруллаев в одном из своих выступлений упомянул, что гендерный перекос среди учителей в будущем может привести к проблемам. Министр отметил, что школьники остались в стороне от полового воспитания.
В ответ на запрос Sputnik Азербайджан Министерство науки и образования сообщило, что в 2009-2010 учебном году общее количество учителей составляло 161 299 человек, а количество учителей-мужчин – 37 099. В 2014-2015 учебном году эти цифры составляли 149 602 и 31 416 соответственно. Общее количество учителей в 2019-2020 учебном году составляло 141 749 человек, из них учителей-мужчин – 24 097.
Почему так мало учителей-мужчин в азербайджанских школах?
Председатель Ассоциации молодых ученых, аспирантов и магистров Азербайджана Ильгар Оруджев сказал Sputnik Азербайджан, что количество учителей-женщин в школах во много раз превышает количество учителей-мужчин, на что есть объективные и субъективные причины.
"В обществе сложилось такое мнение, что учительство – это скорее "женское дело". На самом деле это не так. Это вредная тенденция. Наоборот, мы должны быть заинтересованы в том, чтобы в школах учителей-мужчин стало больше. Это бы положительно сказывалось на психологическом становлении учащихся, особенно касательно мальчиков и юношей", – сказал эксперт.
Однако он считает, что, если за решение этой проблемы взяться наобум, то это может неблагоприятно повлиять на качество образования. Иными словами, Оруджев выступил против того, чтобы ради увеличения численности учителей-мужчин в школы набирали всех желающих без оценки уровня их знаний, так как одним из главных приоритетов в образовании является вовлечение в этот процесс качественных кадров. Он также указал, что в последние годы в стране наблюдается рост числа принимаемых на работу преподавателями мужчин.
Надо повышать авторитет учителя
Оруджев рассказал, что в первые годы восстановления независимости в Азербайджане шел процесс оттока учителей-мужчин из школ.
"Мужчины в большинстве своем бросали низкооплачиваемую преподавательскую деятельность и обращались к бизнесу. Никаким административным методом это урегулировать невозможно", – отметил председатель ассоциации.
Эксперт отметил, что вовлечение учителей-мужчин в образовательный процесс может быть достигнуто за счет повышения авторитета профессии учителя в обществе и дальнейшего усиления социальной защиты обладателей этой профессии.
Собеседник агентства также отметил, что эта проблема есть не только в общеобразовательных школах. В сфере высшего образования и науки количество учителей-мужчин также невелико. По его словам, привлечение учителей-мужчин в школы и вузы имеет и другие положительные стороны.
"Учителя-женщины вынуждены делать долгий, а иногда и не один, перерыв в работе, когда уходят в декретный отпуск. Многие женщины уходят из науки, посвящая все свое время семье. Учителя-мужчины в этом смысле более ориентированы на постоянную работу. Считаю также, что и к административному управлению школами нужно больше привлекать учителей-мужчин", – сказал Оруджев.
Привлекать манатом и льготами
По словам эксперта, дифференциация заработной платы учителей в последние годы положительно сказалась на ее уровне, а это в свою очередь способом естественным образом увеличить количество учителей-мужчин.
Эксперт по вопросам образования Кямран Асадов считает, что необходимы стимулирующие меры для привлечения учителей-мужчин к образованию. Он отметил, что перед тем, как предпринять необходимые шаги для повторного привлечения учителей-мужчин в данную сферу, учителям необходимо присвоить статус государственных служащих. Кроме того, средства государственного бюджета не позволяют серьезно повысить заработную плату учителям, поэтому эксперт считает, что необходимо предоставить им определенные льготы.
Ранее заместитель председателя Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей Садагат Гахраманова заявила, что гендерное неравенство в Азербайджане в основном проявляется в школах.
"В школах нет учителей-мужчин. Учителя-мужчины играют очень важную роль в воспитании мальчиков. Сегодня воспитание мальчиков учителями-женщинами порой приводит к неприятным последствиям", – сказала она.