БАКУ, 22 дек — Sputnik. Обсуждение вопросов, связанных с действием конвенции Монтрё активизировалось в Турции после объявления о начале строительства Стамбульского канала в начале нулевых. Однако затем эта тема отошла на задний план. Окончательное решение по строительству было принято в 2011 году, а в 2021-м ему был дан старт. После этого вновь стал актуальным вопрос о выполнении требований конвенции Монтрё, которая регулирует условия прохождения судов через проливы Босфор и Дарданеллы, а также Мраморное море.
В турецком обществе возобновились дискуссии относительно возможности обойти условия конвенции. Многие проправительственные политики заявили о том, что ввод в эксплуатацию нового канала позволит взимать плату за проход судов, которые не захотят простаивать в очереди в пролив Босфор. За счет этого Турция может получить дополнительный источник дохода и политические рычаги воздействия.
Однако в обществе нашлись и те, кто категорически выступил против отказа или попыток обойти требования конвенции Монтрё. По их мнению, это может дестабилизировать ситуацию в регионе, в результате чего Турция потеряет гораздо больше, чем приобретет.
Противниками отказа от соглашения выступили и 103 отставных турецких адмирала, которые обратились к руководству страны с открытым письмом.
Требования адмиралов
Турция должна неукоснительно следовать конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы, дискуссии о возможности выхода из нее в связи с проектом канала “Стамбул” неприемлемы, сказано в открытом письме 103 турецких отставных адмиралов.
“Конвенция Монтрё является основой безопасности причерноморских стран и документом, которая делает Черное море морем мира. Это соглашение дает Турции право не вступать без ее желания в войну на стороне одной из воюющих сторон, это и позволило ей сохранить нейтралитет во II Мировой войне”, - заявили адмиралы.
По этой причине они считают необходимым избегать любых дискуссий и действий, которые могут привести к тому, что конвенция Монтрё станет предметом обсуждения.
Реакция политиков на обращение бывших военных
Реакция политиков на обращение адмиралов оказалась практически однозначной. Даже в стане оппозиции нашлось немало представителей, которые вопреки ожиданиям не воспользовались моментом для ужесточения критики правящей партии.
В поддержку бывших военнослужащих выступили лишь политики второго эшелона, такие как парламентарий “Хорошей партии” Айтун Чирай. Он заявил, что готов подписать заявление адмиралов.
Против строительства канала выступил и мэр Стамбула Имамоглу - представитель оппозиционной Народно-республиканской партии, по указанию которого в городе были развешены плакаты "Или канал, или Стамбул!", указывающие на риски проекта. Отметим, что в настоящее время Имамоглу осужден на срок 2 года и семь месяцев за оскорбления в адрес представителей Избирательной комиссии, которые оппозиционный политик озвучил после победы на выборах.
Однако эти призывы не нашли поддержки ни у руководства, ни у рядовых членов представляемой им партии. Более того, являющаяся одним из лидеров оппозиционного движения - руководитель “Хорошей партии” Мераль Акшенер раскритиковала заявление адмиралов. По ее словам, в то время, как оппозиция победила правящую партию на муниципальных выборах в большинстве крупных городов Турции, в частности в Анкаре и Стамбуле, такого рода заявления лишь могут дать повод представителям Партии справедливости и развития (ПСР) начать травлю неугодных политиков.
Представители правящей коалиции однозначно раскритиковали заявление адмиралов, что в конечном итоге закончилось уголовным преследованием.
Реакция черноморских стран и не только
Несмотря на все усилия противников строительства канала, международная реакция на мегапроект была достаточной вялой. За исключением традиционно негативной риторики Парижа, недовольство выразили только экологи.
Часть наблюдателей полагали, что последует крайне негативная реакция из России. По их мнению, Москву могла сильно обеспокоить возможность отказа Турцией от конвенции Монтрё. Как известно, Россия традиционно выступает за ограничения в допуске военных судов нечерноморских государств в акваторию Черного моря, которые предусмотрены действующим соглашением. Однако официальные лица Турции однозначно заявили, что строительство нового канала не будет означать отказа Анкары от конвенции Монтрё.
Наряду с этим стоит отметить, что частые простои судов при проходе через Босфор являются фактом, беспокоящим обладателя самого большого флота в Черном море - Россию. Она неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда ее суда вынуждены долгое время ждать своей очереди у входа в залив.
Негативно можно расценить и ситуацию, которая сложилась в свете исполнения зерновой сделки. В памяти свежи воспоминания, когда в Босфоре простаивали российские суда с сельскохозяйственной продукцией. Считается, что строительство нового канала позволит им практически беспрепятственно пересечь данный перешеек.
Что касается остальных черноморских стран, они довольно вяло отреагировали на информацию о строительстве новой водной артерии. И это несмотря на усилия Парижа поддержать и развить усилия недовольных экологов.
Что обещают носители идеи нового канала?
Прибывающим к Босфору судам часто приходится вставать в очередь и ждать в среднем 14 часов только для того, чтобы пройти через пролив. Иногда простои исчисляются днями. Новый канал призван взять на себя большую часть трафика. Турция утверждает, что будет способна пропускать до 160 судов, пересекающих канал за один день.
Он также помог бы перенаправить много опасных грузов, проходящих через Босфор по соседству с центром Стамбула, в котором живут 15 миллионов человек. Во время столкновения перевозимы опасные грузы могут взорваться прямо возле жилых районов. В Турции считают, что лучше направить их по новому каналу, подальше от центра мегаполиса.
При этом критики нового канала опасаются, что на Босфоре могут искусственно создавать пробки, чтобы заставлять суда двигаться по новому каналу не бесплатно, а уже за деньги.
При всем этом дискуссии вокруг конвенции Монтре в турецком обществе, хоть и с меньшей интенсивностью, но все еще продолжаются. Как на эту полемику подействует освобождение бывших адмиралов, пока неизвестно. Так же, как и неизвестна их дальнейшая судьба. Ведь соответствующие органы Турции намерены опротестовать освобождение бывших военнослужащих.
P.S. Конвенция Монтрё, принятая в 1936 году, сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей отличается для черноморских и нечерноморских государств. Для последних введены существенные ограничения по классу и сроку пребывания.
Контроль за выполнением условий Конвенции является исключительным правом и обязанностью Турции.