БАКУ, 22 дек — Sputnik. На фоне восстановления экономической активности в постпандемийный период и переориентации экспортных потоков значительно возросла роль транспортно-логистических центров и коридоров. Так, число прошедших по Суэцкому каналу судов значительно увеличилось - с 21,7 тыс. единиц в 2021 году до 23 тыс. - с начала нынешнего года. В результате доходы водной артерии выросли почти до рекордных $8 млрд.
Растут грузоперевозки и по территории Азербайджана. По итогам января-октября 2022 года перевозки грузов по азербайджанскому участку МТК Европа-Кавказ-Азия (TRACECA) выросли на 27% к аналогичному периоду прошлого года - до 42,5 млн тонн.
В то же время водным транспортом в Азербайджане было перевезено 6,3 млн тонн грузов, что превышает на 40,9% показатель аналогичного периода прошлого года. При этом доля транзитных грузов в их общем объеме составила 92,3%.
В целом с начала 2022 года транзитные грузоперевозки через Азербайджан по коридору Восток-Запад выросли на 20%, а по международному транспортному коридору Север-Юг - на 33%.
Доходы Азербайджана от грузоперевозок растут
Рост грузопотока через Азербайджан способствует и увеличению его доходов, которые только от перевозки грузов в рамках проекта TRACECA в январе-сентябре 2022 года выросли за год на 33,2% - до 539,6 млн манатов. При этом доходы от транзитных грузоперевозок составили 230 млн манатов.
В рамках утвержденной президентом Ильхамом Алиевым "Стратегии социально-экономического развития Азербайджана на 2022-2026 годы" планируется увеличить транзитный потенциал страны. Ожидается, что в результате доходы Азербайджана от транзитных грузоперевозок в ближайшие пять лет увеличатся в два раза и составят 450 млн манатов.
Есть куда расти
Несмотря на то, что грузоперевозки через территорию Азербайджана растут каждый год, эксперты считают, что страна все еще не использует полностью свой транспортно-логистический потенциал. Так, Азербайджан расположен на пути таких важных проектов, как Транскаспийский коридор, МТК "Север-Юг", ТРАСЕКА и других, что делает его важным звеном логистических коридоров.
Учитывая роль Баку в международных перевозках, власти Азербайджана осуществляют модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры. Так, в стране расширяются автодороги, в особенности в направлении госграницы, а также увеличивается пропускная способность контрольно-пропускных пунктов.
Кроме того, ведутся работы по расширению мощностей Бакинского международного морского торгового порта почти в 1,7 раза - с 15 млн до 25 млн тонн в год. Также в целях развития логистических возможностей порта планируется построить на его территории два новых терминала для перевалки минеральных удобрений и зерновой терминал.
Кроме того, освобожденные территории Азербайджана расширили его возможности в сфере грузоперевозок. В рамках госпрограммы восстановления этих земель правительство ведет работу по строительству транспортной инфраструктуры. Так, на период 2022-2023 годов рассчитано строительство автодорог Барда-Агдам, Губадлы-Эйвазлы, Губадлы-Махмудлу-Яздюзю-граница с Арменией, Худаферин-Губадлы-Лачин, Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд. Это позволит сделать Карабах и Восточный Зангезур частью международных транспортных коридоров, которые соединят Азию с Европой.
Рост транспортного потенциала и инвестиции
Повышение роли Азербайджана в международных транспортных коридорах приведет к росту иностранных инвестиций в его экономику. Так, ожидается, что Алятская свободная экономическая зона (СЭЗ) станет одной из площадок вложения инвестиций. В текущем году на территории СЭЗ начались работы по возведению коммунальной инфраструктуры и созданию энергетических объектов.
Ожидается, что на ее территории будет создан логистический хаб посредством строительства складских помещений и объектов для обслуживания контейнеров.
В то же время в СЭЗ также будут применяться налоговые льготы и пошлины. Таким образом она станет важным механизмом привлечения зарубежных инвестиций.