БАКУ, 12 дек — Sputnik. Французский авианосец "Шарль де Голь" находится в Восточном Средиземноморье, где проводит совместные учения с национальной гвардией кипрско-греческой администрации. В ходе маневров под кодовым названием TALOS 2/2022 отрабатываются тактика развертывания ВВС нацгвардии Греции и этапы подготовки при планировании и управлении воздушными операциями.
На этом фоне Турция предупредила суда иностранных ВМС о необходимости информировать о приближении к ее территориальным водам или морским портам. Оповещение необходимо делать по рации на удалении не более пяти морских миль от турецкого побережья. Таким образом, иностранные военные корабли во время нахождения в территориальных водах Турции не могут использовать без разрешения местных властей находящиеся на борту самолеты, вертолеты и беспилотники. Аналогичное требование распространяется на водолазов.
И это только один из эпизодов, в котором прослеживается явное франко-турецкое противостояние.
"Французский таран" на Кавказе и его возможные последствия
В последние месяцы наблюдается давление Парижа в различных направлениях, которое преследует цель вытеснения России и Турции с Кавказа и из региона Средиземноморья. Одна из таких попыток была предпринята в октябре, когда французский президент Макрон захотел подменить своими действиями усилия Россия в деле урегулирования между Азербайджаном и Арменией. Итог, как говорится, был налицо: занявшему одностороннюю позицию Макрону "указали на дверь", и его участию в процессе урегулирования пришел конец.
Но он оказался не из тех политиков, которые делают выводы из полученных уроков. Вслед за неудавшейся кавказской авантюрой он еще более усилил провокационные действия в Восточном Средиземноморье. И если в первом случае Франция пыталась вклиниться в миротворческие инициативы России, что могло положительно восприниматься на Западе, то во втором варианте это может быть отрицательно воспринято в Североатлантическом альянсе. Ведь нагнетая ситуацию в данном регионе, Париж создает реальную угрозу военного противостояния между странами-участницами НАТО, каковыми являются Греция и Турция.
Цели и задачи Парижа
В настоящее время Франция пытается восстановить свое былое влияние на Ближнем Востоке и параллельно получить возможность участвовать в событиях на Кавказе. Для достижения этой цели Париж не прочь воспользоваться ситуацией, когда усилия основных мировых держав сосредоточены вокруг конфликта на Украине.
На фоне данного противостояния возникла новая реальность международных отношений, когда необходимо оперативное принятие решений, призванных решать военные, политические и экономические задачи. Именно это в начале конфликта пыталась сделать Франция, но однобокий подход и дипломатический непрофессионализм обернулись для нее очередным провалом. Из Кремля Макрону указали на его место, после чего руководство Франции заняло в отношении РФ позицию, сходную с позицией обиженного во дворе "ябеды". В результате такого подхода нынешний хозяин Елисейского дворца утратил возможность общения со сторонами конфликта и, как следствие, был исключен из списка тех, кто может общаться с Москвой.
В отличие от французов, в данной ситуации высокую степень мобильности продемонстрировали турецкие политики, которые сумели развить политическое и экономическое сотрудничество с Россией, при этом умудрившись сохранить ровные отношения с западными союзниками.
В Анкаре организовали интенсивный диалог с Москвой и Киевом, сумели добиться открытия зернового коридора и практически сохранили статус единственного игрока, способного вести переговоры с Москвой и Киевом.
Более того, Анкара развила отношения с Москвой в сфере энергетического сотрудничества, в результате чего президент России предложил турецкому коллеге создание газового хаба на турецкой территории. Параллельно российская сторона продолжает строить первую в Турции АЭС.
Развивают стороны и военное сотрудничество. Достаточно вспомнить историю с покупкой Турцией российской противоракетной системы С-400, которая обернулась грандиозным скандалом в блоке НАТО.
Не меньшее внимание Турция уделяет развитию своей военной промышленности, которая сделала большой скачок в последние годы. Этот факт серьезно напрягает ряд западных стран, среди которых Франция занимает особое положение. По мнению аналитиков, последние предупреждения Анкары, связанные с пятимильной предупредительной зоной на морской границе, а также анонс о том, что в течении месяца будет выполнен первый полет турецкого реактивного беспилотного истребителя Bayraktar Kızılelma, напрямую связаны с военными угрозами, которые исходят от греческих соседей. А подпитывает эту угрозу именно Франция.
Таким образом, можно прийти к выводу, что попытки Парижа установить свое безоговорочное влияние в ряде регионов, где исторически превалировало российское и турецкое присутствие, обречены на провал. Кроме того, эти потуги французов лишь стимулируют дополнительную напряженность в регионах, которая не обещает ничего хорошего для представителей населяющих их народов.