БАКУ, 6 дек — Sputnik. В свете роста транзитных и экспортных перевозок по направлению Восток-Запад и Север-Юг международные транспортные коридоры получают особую значимость. Так, одним из важных проектов в регионе является Лазуритовый коридор (Лапис-Лазули), который объединяет транспортно-логистические инфраструктуры Азербайджана, Грузии, Турции, Туркменистана и Афганистана.
Коридор изначально был создан для увеличения товарного потока между Туркменистаном, Афганистаном и Европой, а также расширения транзитного потенциала региона. В 2017 году соглашение о создании Лазуритового коридора было подписано в рамках 7-й региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA) в Ашхабаде.
Железнодорожный, автомобильный и морские маршруты соединят крупнейшие афганские производственные центры Герат и Фарьяб с Ашхабадом и далее с каспийским портом Туркменбаши в Туркменистане, затем продолжится по Каспийскому морю до Баку. После коридор, как планировалось, пролегал бы через Тбилиси до Анкары с ответвлениями в Поти и Батуми, и от Анкары до Стамбула.
Несмотря на то, что наземные перевозки после коронавируса получили особую актуальность, Лазуритовый коридор так и не стал главным транспортно-логистическим маршрутом в регионе.
Россия в Лазуритовом коридоре
По словам торгового представителя РФ в Туркменистане Александра Елизарова, российские порты на Каспийском море планируют включить в Лазуритовый коридор.
"Есть восточно-западный маршрут по Туркменистану, он называется "Лазуритовый коридор": Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция. По этому коридору грузы идут через территорию Туркменистана до порта в город Туркменбаши напрямую в Баку и в обратном направлении. На протяжении 3-4 лет торгпредство работает над тем, чтобы подключить к этому же маршруту российские порты Каспийского моря: Махачкала, Астрахань и в перспективе Лагань", – рассказал он.
Елизаров отметил, что уже сейчас, до увеличения мощности российских портов, можно развивать Лазуритовый коридор.
"Грузы приходят из Туркменбаши на западный берег Каспия, дальше идут в европейскую часть России и в Европу, этот коридор я называю "Северный Лазурит". По мнению профессионалов в транспортно-логистической сфере, маршруты грузопотоков в этом направлении уже востребованы и будут развиваться в будущем, потому что через Суэцкий канал и далее, там и безопасность не всегда выдерживается, и это дальше и дороже", – пояснил торгпред.
РФ вдохнет новую жизнь в Лазуритовый коридор
Создание Лазуритового коридора с участием России очень важно с точки зрения востребованности проекта. Так, если раньше главной целью была перевозка афганских товаров – хлопка, фруктов, кунжута в европейском направлении, то после подключения России к проекту грузооборот по коридору значительно повысится.
В частности, в конце сентября Кабул и Москва подписали соглашение о поставках бензина, дизельного топлива, газа и пшеницы в Афганистан, о чем сообщил исполняющий обязанности главы афганского министерства торговли и промышленности Нураддин Азизи.
Сделка между странами предполагает поставки из России около 1 млн тонн бензина, 1 млн тонн дизельного топлива, 500 тыс. тонн сжиженного нефтяного газа и 2 млн тонн пшеницы.
Ожидается, что поставки российских энергоресурсов на афганский рынок будут расти из-за планов РФ перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки.
Пакистан в качестве продолжения Лазуритового коридора
Логическим продолжением проекта Лазуритового коридора является его продление до Пакистана. Так, в последнее время Исламабад занимает особое место в регионе, углубляя торговые отношения Азербайджаном, Россией, Туркменистаном и Афганистаном. Исламабад намерен увеличить торговую кооперацию с Москвой в вопросе импорта нефти, нефтепродуктов, сжиженного и трубопроводного газа, угля.
Продолжение Лазуритового коридора до Пакистана имеет и значительное преимущество. Так, крупнейшие пакистанские порты в Аравийском море Карачи и Касим смогут обеспечить выход товаров стран-участников Лазуритового коридора на основные потребительские рынки в Аравийском море и Индийском океане.
То есть, для отправки товаров из европейских стран, Турции, Грузии, Азербайджана и РФ появится альтернативный перевозкам через Иран путь, и в результате страны смогут экспортировать свои товары на рынки Юго-Восточной Азии в более краткие сроки и за более доступные цены.
Вопрос продления Лазуритового коридора до Пакистана особенно актуален с учетом того, что Кабул и Исламабад ведут работы по синхронизации транспортной инфраструктуры. В частности, одним из подобных проектов является Трансафганская железная дорога, которая не только соединит железные дороги Афганистана с Узбекистаном и Пакистаном, но и значительно улучшит транспортную инфраструктуру внутри Афганистана.
Кроме того, в стратегически важный китайско-пакистанский экономический коридор, который является частью китайской инициативы "Один пояс, один путь", можно было бы внедрить и Лазуритовый коридор с новым участником в лице России.
Ожидается, что Афганистан также может стать частью китайско-пакистанского экономического коридора. Так, в начале ноября премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф совершил визит в Китай, в ходе которого он вместе с президентом Китая Си Цзинпином договорился официально распространить действие китайско-пакистанского экономического коридора на Афганистан.
Таким образом, внедрение российских портов в проект Лазуритового коридора, а также включение Афганистана в китайско-пакистанский экономический коридор поможет в ближайшей перспективе реализовать российскую инициативу Большого евразийского пространства.