Отсылка к декларации 1991 года важна, но Баку и Еревану договариваться все равно придется

Площадка 29-го заседания СМИД ОБСЕ стала очередной возможностью продолжить переговоры по продолжению мирного процесса между Азербайджаном и Арменией.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 2 дек — Sputnik. В настоящее время на армяно-азербайджанском дипломатическом "фронте" наблюдается относительное затишье. Встречи и переговоры, состоявшиеся на полях заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ, носили характер дежурных обвинений в адрес оппонентов.
Но на фоне взаимных упреков, которыми запомнились выступления глав МИД Азербайджана и Армении, эксперты подметили интересную объединяющую деталь: обе стороны привержены Пражским соглашениям и готовы продолжить переговоры, опираясь на Устав ООН и Алмаатинскую декларацию 1991 года.

Алмаатинская декларация – точка соприкосновения интересов сторон

Отсылка к Алмаатинской декларации 1991 года появилась на переговорах относительно недавно. На пресс-конференции в четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопрос о переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией, сообщил, что "во время встречи в Сочи в конце октября было желание вернуться к вопросу статуса Карабаха на основе проработанного и предложенного сторонам в 2012 году документа".
Касаясь его сути, глава МИД РФ отметил, что предполагал решить все вопросы, а статус Карабаха оставить "на потом".

"Концепция была простая: армяне уходят из пяти азербайджанских районов вокруг Карабаха, оставляя за собой два района, которые соединяют Армению с Карабахом, и судьба двух эти районов – а они азербайджанские, никто это не оспаривает – будет определяться в увязке по времени с определением статуса Карабаха. Вот тогда впервые появилась концепция оставить статус на потом. На потом, подразумевалось на следующее поколение", – рассказал Лавров.

Но после Пражской встречи вопрос о принадлежности Карабаха отпал сам собой. На этой встрече президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян заявили, что намерены подписать мирный договор, руководствуясь уставом ООН и Алмаатинской декларацией 1991 года.

"А Алмаатинская декларация о создании СНГ четко говорит, что границы между новыми государствами будут основываться на административных границах между союзными республиками бывшего СССР, в то время Нагорно-Карабахская автономная область была однозначно частью АзССР", – подчеркнул Лавров.

Основные вопросы, требующие согласования сторон

В настоящее время Азербайджан и Армения не могут согласовать два основных вопроса, которые мешают подписанию мирного договора. Прежде всего, это определение границы между странами.
Хотя стороны выражают приверженность провести делимитацию и демаркацию границы на основе Устава ООН и Алмаатинской декларации 1991 года, до сих пор не удалось договориться, по каким именно картам будет реализован процесс. Это способствует дальнейшей эскалации ситуации в регионе, которая сказывается на переговорном процессе в целом.
Так, на встречах с верховным представителем ЕС по внешним связям и политике безопасности Жозепом Боррелем руководители МИД договаривающихся сторон выступили с взаимными упреками.
Армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян заявил о воинственной риторике Азербайджана и об "агрессии против суверенитета и территориальной целостности Армении". При этом имеются в виду высоты на условной армяно-азербайджанской границе, к делимитации которой стороны так и не приступили.
Глава МИД Азербайджана сообщил, что Армения в рамках процесса создает препятствия, уклоняется от обязательств по достигнутым договоренностям на уровне лидеров, создает ложное впечатление о переговорном процессе. Кроме того, все еще существует минная опасность и вопрос освобождения ряда сел Газахского района, оккупированных Арменией в начале 90-х годов.
И тут необходимо заметить, что если высоты на предполагаемой и все еще не делимитированной азербайджано-армянской границе можно квалифицировать как спорные, то вопрос принадлежности сел Газахского района Азербайджану не вызывает никаких сомнений.
Второй вопрос, к решению которого пытаются привлечь внимание в Ереване, это права армянского населения территорий, временно находящихся под контролем российских миротворцев. Складывается впечатление, что ответ на него уже знают все, за исключением тех, кто его поднимает. В этом вопросе достаточно напомнить сказанное министром иностранных дел России на вышеуказанной пресс-конференции: "Азербайджан готов предоставить гарантии армянам Карабаха в отношении прав, которыми обладают другие граждане Азербайджана".

Политико-правовая ситуация в регионе

Обычно при решении сложных международных споров стороны договариваются решать их по мере возникновения. При этом они договариваются по менее болезненным темам, чтобы, уже продвинувшись в некоторых вопросах, приступить к обсуждению наиболее сложных проблем.
В данном случае был период, когда стороны пытались продвинуться в выполнении трехсторонних договоренностей от 9-10 ноября 2020 года. К примеру, пункт об открытии Лачинского коридора был выполнен практически сразу. Затем был создан Центр мониторинга, освобождены три района Азербайджана, построена альтернативная Лачинскому коридору дорога, предоставлены Азербайджану несколько карт минных полей, проведен обмен пленными и телами погибших.
Сделано немало, но… Карты минных полей оказались, мягко говоря, не очень точными. Территории возвращенных трех районов были еще более густо заминированы, чем освобожденные во время войны. До сих пор не открыто движение между Нахчываном и остальной территорией Азербайджана, вопрос возвращения вынужденных переселенцев азербайджанской национальности на территории АР, временно контролируемые российскими миротворцами, вообще выпал из списка обсуждаемых.
Взамен них стороны обсуждают очередные витки напряженности, которые, к месту стоит заметить, возникают в основном из-за того, что не выполняются ранее достигнутые договоренности.
Еще больше усугубляет ситуацию попытка Пашиняна привлечь к процессу новых посредников, ангажированность которых уже не вызывает сомнений. Опыт показывает, что при любом раскладе в конечном итоге придется договариваться представителям самих конфликтующих сторон. Привлечение в процесс новых игроков лишь усложняет достижение обоюдного согласия по обсуждаемым вопросам.
А каждый день продолжающего противостояния – это новые жертвы среди жителей региона и упущенные возможности повышения их благосостояния.