БАКУ, 25 ноя — Sputnik. Акции Black Friday - "Черная пятница" во многих магазинах Азербайджана проводятся практически каждую неделю. Они стали главными дисконтными кампаниями во многих торговых объектах страны. А на деле, если сравнить цену товара со скидкой с его стоимостью до начала акции, она в большинстве случаев оказывается "липовой".
Дисконтные компании не отражают реальности
Жительница Баку Рена Мамедова рассказала Sputnik Азербайджан, что зашла в один из известных магазинов электроники, чтобы купить себе робот-пылесос. Агрегат, который она "приметила" еще месяц назад, тогда стоил 1 100 манатов, а к началу акции "Черная пятница" его цена "со скидкой" взлетела до 1 149,99 маната.
"Цена робота-пылесоса Xiaomi Roborock S7 White составляла около 1 100 манатов. Сейчас магазин предлагает его покупателям со скидкой - с 1 599,99 манатов до 1 149,99 манатов", - сказала наша подписчица.
Покупатели утверждают, что подобные аферы со скидками проворачиваются и в магазинах по продаже сотовых телефонов. Стоимость и без того дорогих девайсов искусственно завышается и представляется покупателям как "цена со скидкой".
Экономист Эмин Гарибли сказал Sputnik Азербайджан, что в большинстве случаев дисконтные кампании направлены на привлечение клиентов. Наш собеседник отметил, что продавцы могут предлагать скидки на продукцию до 70%, но большинство скидочных кампаний в нашей стране не отражают реальной действительности.
"Бытовая техника, оборудование и текстильные изделия, продаваемые в Азербайджане, привозят из-за рубежа. Поэтому 70-80%-ные скидки на эти товары выглядят неправдоподобно", - отметил эксперт.
Он добавил, что на ценнике со скидкой должна быть указана реальная предыдущая цена товара .
"Соответствующие учреждения должны мониторить дисконтные кампании, с тем, чтобы устанавливать - не "липовая" ли старая стоимость товара указана на ценниках. Для определения этого, государственному органу следует выяснить, были ли документально подтверждены предыдущие цены на продукцию, и по какой цене она пробивалась в кассе. В таком случае магазины и компании не смогут обманывать покупателей", - сказал Гарибли.
Также экономист отметил, что акции "Черная пятница" не очень популярны у жителей нашей страны.
"Иностранные компании предлагают фантастические скидки на продажу товаров во время акций "Черная пятница" потому, что они уверены - за счет рекордного количества продаж во время проведения кампании они смогут получить месячную, а то и большую прибыль. В Азербайджане же интерес к подобным акциям не столь велик. У нас в стране маловероятно, что магазины, сделав огромную скидку на товар, получат фантастическую прибыль от продаж в Black Friday, - сказал эксперт, призвав покупателей быть осторожными, чтобы не стать жертвой нечистоплотных дельцов.
Как бороться с недобросовестной рекламой?
В Государственной службе по антимонопольному надзору и контролю за потребительским рынком Министерства экономики АР в ответ на запрос Sputnik Азербайджан заявили, что они осуществляют госконтроль за соблюдением требований действующего законодательства в сфере рекламы и принимают соответствующие меры на основании проводимых по инициативе ведомства проверок, а также по поступившим обращениям от потребителей.
В госслужбе также отметили, что в результате недавнего мониторинга нарушений в ходе рекламных кампаний в связи с "Черной пятницей" не выявлено, обращений по этому поводу также не поступало.
В ведомстве отметили, что в ряде действующих в стране торговых объектов скидки объявляются с целью привлечения большего числа покупателей. Это в основном делается во время праздников, а также в рамках сезонных распродаж.
"Скидкой является добровольное снижение продавцом текущей отпускной цены товара в монетарной или процентной форме в целях привлечения большего числа покупателей. Однако при этом следует следить за тем, чтобы не использовались недобросовестные методы рекламы, влияющие на свободу выбора потребителя, а также предоставлять необходимую и достоверную информацию о цене товара, интересующего его", - заявили в госслужбе.
В ведомстве также отметили, что при обнаружении случаев нарушений в ходе дисконтных кампаний в торговых объектах потребители могут обратиться в Государственную службу по антимонопольному надзору и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики, позвонив на горячую линию 195-1 или отправив электронное письмо по адресу: office@competition.gov.az.