БАКУ, 19 ноя — Sputnik. Подписание Меморандума о союзнических отношениях в феврале текущего года вывело сотрудничество Азербайджана и России на качественно новый уровень, сделав упор именно на взаимовыгодную кооперацию двух стран в регионе. В течение этого года в Азербайджан несколько раз приезжала делегация высокого уровня из правительства и регионов РФ, проводились бизнес-миссии российских предпринимателей, обсуждались вопросы стратегического значения для усиления экономического сотрудничества.
Результат не заставил себя долго ждать – по итогам 10 месяцев текущего года товарооборот между странами вырос на более чем 22%, достигнув 2,8 млрд долларов, страны активизировали усилия по модернизации и расширению пропускной способности транспортной инфраструктуры и контрольно-пропускных пунктах на границе, а также ускорили вопрос синхронизации работы морских портов.
Однако сейчас, учитывая глобальные вызовы, стоящие не только перед РФ, но и перед странами и регионом, Москве и Баку необходимо скоординировать силы и вывести союзническое сотрудничество на новый уровень во благо региона и создать новый формат кооперации.
Об этом заявил и премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который находился в Азербайджане в рамках заседания XI российско-азербайджанского межрегионального форума и встретился с президентом Ильхамом Алиевым.
В ходе заседания форума Мишустин отметил, что Россия и Азербайджан должны искать новые форматы кооперации из-за сложных внешних условий, в которых им приходится работать. По его словам, ситуация также усугубляется недружественными шагов, предпринимаемыми коллективным Западом в отношении России.
Расширение межрегионального сотрудничества
По словам российского премьера, коллективный Запад использует приемы нечестной конкуренции и незаконные санкции, пытаясь разрушить архитектуру мировой торговой системы. Для противостояния этому Азербайджану и РФ стоит использовать полный потенциал выстроенных добрососедских отношений, значимую роль в котором играет расширение межрегионального сотрудничества, добавил глава правительства РФ.
Действительно, пытаясь загнать российскую экономику в угол, коллективный Запад может подорвать устоявшуюся мировую систему торговли, разрушить цепочки поставок и поставить под угрозу международное экономическое сотрудничество, от чего пострадают другие страны.
Для недопущения подобного развития событий в евразийском регионе, в первую очередь, необходимо развивать взаимодействие между субъектами предпринимательства областей и регионов двух стран. Именно благодаря такой кооперации можно достичь устойчивого экономического роста, увеличения производства на местах и недопущения срыва поставок товаров.
Тем более, что интерес к региональному сотрудничеству проявляют сами руководители субъектов РФ и региональные деловые круги, что наглядно видно на цифрах – сейчас свыше 70 российских субъектов развивают сотрудничество с Азербайджаном, четверть из них имеют соглашения о партнерстве с азербайджанскими коллегами.
Причем некоторые регионы РФ, такие как Астраханская область, еще и кооперируют с Азербайджаном в рамках международных транспортно-логистических коридоров. Так, данная область и АР являются важными звеньями МТК "Север-Юг" и координируют свои усилия для развития портовых мощностей.
Объединение припортовых СЭЗ стран-партнеров
Одним из важных заявлений, которые прозвучали на межрегиональном форуме РФ-Азербайджан, стало приглашение губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина азербайджанской СЭЗ Алят стать частью объединения припортовых свободных экономических зон стран-партнеров.
По словам Бабушкина, с учетом того, что особые экономические зоны становятся основными пунктами работы с грузами, РФ выступает с инициативой объединить усилия припортовых ОЭЗ во всех странах, по территории которых проходит МТК "Север-Юг".
Так, в рамках сотрудничества партнеры в Иране, Индии, ОАЭ уже выразили желание включиться в работу в этом направлении, добавил губернатор российской области.
В самом деле, налаживание сотрудничества между свободными экономическими зонами стран-участников "Север-Юг" важно для увеличения товарооборота, грузоперевозок и экономического сотрудничества между крупными производственными и потребительскими рынками евразийского пространства. Кроме того, углубляя сотрудничество по линии СЭЗ, страны-партнеры могли бы также осуществлять обмен инвестициями. Так, иностранные инвесторы, которые работают, например, в астраханской СЭЗ могли бы быть перенаправлены в азербайджанский СЭЗ Алят. Такая практика уже существует между астраханской ОЭЗ "Лотос" и СЭЗ Казахстана и Индии.
Развитие сотрудничества между свободными экономическими зонами АР и РФ также значимо для более удобного вхождения азербайджанского бизнеса на российский рынок. Так, открыв бизнес в астраханской СЭЗ азербайджанские компании могли бы участвовать на рынке РФ в правах наравне с российскими компаниями. Конечно же, аналогичный сценарий мог бы быть реализован для российского бизнеса в Азербайджане.
В целом, учитывая важное географическое положение РФ и Азербайджана и растущий российский экспорт в южном и восточном направлениях, странам необходимо значительно повысить мощность перевалки грузов. Так, по словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, работа на этом направлении уже развернута на основе соответствующей дорожной карты. Планируется, что к 2030 году объем перевозки грузов по территории Азербайджана в рамках МТК "Север-Юг" будет увеличен до 15 млн тонн в год.
Независимая финансовая инфраструктура – ключ создания совместного экономического пространства
В рамках межрегионального форума РФ-Азербайджан также была озвучена идея о необходимости создания совместного экономического пространства между двум странами. По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, двум странам следует переходить от традиционного торгового сотрудничества к выстраиванию совместного экономического пространства.
"Нам нужно переходить от нашего традиционного торгового сотрудничества к выстраиванию всеобъемлющего совместного экономического пространства", – подчеркнул Решетников.
Однако, наряду с развитием транспортно-логистического потенциала и внедрения механизмов развития экономической кооперации, Баку и Москва должны решить вопрос финансового взаимодействия для облегчения взаимных торговых отношений двух. В частности, странам необходимо создать независимую от третьих стран финансовую инфраструктуру, которые позволила бы беспрепятственно осуществлять денежные переводы. Об этом говорил и Решетников: "Здесь мы тоже находимся в диалоге с коллегами. Мы понимаем и санкционное давление, которое оказывается не только на нас, но и на наших торговых партнеров. И понимаем, как с этим работать, у нас есть механизмы. Тем не менее это не является препятствием для нашей работы. Это какие-то дополнительные издержки, в том числе и временные, но не более".
Для реализации нового формата экономического сотрудничества Баку и Москва должны избавиться от препон на пути бизнеса двух стран. Этого можно будет достичь как посредством внедрения альтернативной системе SWIFT площадки перевода денег, так и созданием абсолютно новой плоскости финансового сотрудничества, которая ни в коей мере не зависела и не контролировалась бы третьими силами.
В целом, сегодня Азербайджану и России предстоит проделать огромную работу по снятию преград на пути углубления экономического сотрудничества, а также, синхронизовав свои усилия, достичь расширения взаимодействия не только в двустороннем порядке, но и в рамках евразийского региона. При этом, понимая, что у двух стран имеются общие цели и желании, а также наблюдая за совместными работами по достижению этих целей, становится понятным, что в период, когда перед мировой экономикой стоят серьезные риски, кооперация Баку и Москвы станет именно той тихой гаванью, в которой нуждается регион.