Аккредитация вузов в Азербайджане – что и как будет оцениваться?
Оценку деятельности вузов могут осуществлять независимые эксперты, в том числе приглашенные из-за рубежа, считают специалисты.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 4 ноя — Sputnik. В Азербайджане вновь стал актуальным вопрос об аккредитации вузов. Как сообщил в эфире телеканала AzTV министр науки и образования Эмин Амруллаев, этот процесс стартует в ближайшее время.
Глава Минобразования напомнил, что критерии оценки для аккредитации вузов были утверждены в октябре.
"В основном они связаны с деятельностью вузов (работа со студентами, научно-исследовательская деятельность и т.д.) и качеством преподаванием, Оценивание будет осуществляться независимыми экспертами. Каждый гражданин Азербайджана сможет ознакомиться с отчетом об аккредитации высших учебных заведений", - отметил Амруллаев.
Как аккредитация вузов повлияет на качество образования?
Учредитель и ректор университета "Хазар", первого англоязычного вуза в Азербайджане, Гамлет Исаханлы сказал Sputnik Азербайджан, что практика аккредитации высших учебных заведений применяется во всем мире. Он отметил, что впервые она была введена в 70-е годы XIX века в Чикаго (США).
По его словам, в разных странах есть свои правила: вузы проходят аккредитацию каждые четыре, пять или семь лет. Аккредитация — это проверка соответствия качества образования в учебном заведении определенным стандартам.
"Во всем мире вузы поддерживаются государством. Так, за госсчет оплачивается учеба студентов частных университетов, которые при поступлении набрали максимально высокий балл. Помимо этого, государство обеспечивает таких студентов стипендией. Поэтому оно заинтересовано в качестве обучения в вузах. Кроме оценки кадрового потенциала, материально-технической базы и условий обучения, в процессе аккредитации также выясняют, как обстоят дела на кафедрах бакалавриата, магистратуры и докторантуры", - сказал Исаханлы.
На Западе по итогам подобных проверок вузы, не соответствующие установленным требованиям, не закрываются, просто государство перестает оказывать им поддержку. Вначале оно выдвигает перед ними требование о том, чтобы все выявленные недостатки и недочеты были устранены. Если этого не происходит, государство приостанавливает финансовую поддержку этих вузов, возобновляя ее только после того, как все "минусы" будут исправлены. Как будет осуществляться этот процесс в Азербайджане – покажет время, сказал собеседник агентства.
Исаханлы отметил, что несколько лет тому назад высшие учебные заведения в Азербайджане уже проходили аккредитацию, но пожизненной она быть не может, поэтому переаккредитация должна осуществляться регулярно, через определенный период времени.
Он отметил, что оценку деятельности вузов могут осуществлять независимые эксперты и специалисты, в том числе и приглашенные из-за рубежа.
Председатель Ассоциации молодых ученых, аспирантов и магистров Азербайджана Ильгар Оруджев сказал Sputnik Азербайджан, что аккредитация высших учебных заведений имеет большое значение. По его словам, она будет способствовать выявлению уровня обеспечения, а также подготовки педагогического состава вузов, состояния учебников и других важных вопросов.
"Азербайджанские учебные заведения интегрируются в европейское пространство. Важно измерять уровень этой конвергенции. Аккредитация будет включать в себя широкий спектр мероприятий. Между вузами будет формироваться здоровая конкурентная среда. Реализация процесса путем применения конкретных индикаторов обеспечит его прозрачность и выявит имеющиеся недостатки. Таким образом будет формироваться репутация вузов и они смогут определить свои будущие цели и приоритеты", - сказал эксперт.
Оруджев подчеркнул, что аккредитацию лучше проводить регулярно и в более короткие сроки, чем каждые пять лет. По его словам, это позволит азербайджанским высшим учебным заведениям быстрее приблизиться к международным стандартам образования.
Напомним, что в октябре этого года были утверждены "Критерии оценки институциональной аккредитации вуза" и "Критерии оценки программной аккредитации вуза". Коллегия Министерства науки и образования приняла соответствующее решение по этому поводу. Максимальный балл по каждому критерию оценки определяется в зависимости от количества индикаторов. Надзор за исполнением решения возложен на заместителя министра образования Идриса Исаева.