Интересное
Интересные события и факты

Мировой шедевр десятилетиями выставлялся вверх тормашками

Немецкие искусствоведы ищут ответ, как так получилось, что работа великого модерниста Пита Мондриана более полувека выставлялась в музее в перевернутом виде.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Знаменитая картина Мондриана "Нью-Йорк 1" принадлежит галерее Художественного собрания земли Северный Рейн — Вестфалия в Дюссельдорфе. Полотно состоит из горизонтальных и вертикальных линий, образующих под прямыми углами абстрактную сетку. Работа выполнена при помощи разноцветных полос клейкой ленты. Впервые картина была выставлена в 1945 году, и теперь выясняется, что 77 лет абстракция Мондриана висела вверх ногами.
Как сообщила западная пресса, казус с геометрическим положением известной работы заметила немецкий галерист Майер-Бюзер, которая выступала куратором выставки, посвященной творчеству Пита Мондриана. Она предположила, что знаменитая картина годами висела в перевернутом виде, поскольку отсутствовала подпись, и работу изначально повесили неправильно. Свое предположение Майер-Бюзер подкрепляет тем, что недавно увидела фотографию картины, сделанную вскоре после смерти художника в 1944 году — на ней видно, что предмет искусства изначально повернут на 180 градусов.
Питер Корнелис Мондриан — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Сегодня его работы на мировом рынке искусства стоят десятки и сотни миллионов долларов. В 1930-х годах парижский модный дом Hermes создал линейку чемоданов и сумок, вдохновлённую поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А модельер Ив Сен Лоран прославился знаменитыми платьями "Мондриан" без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — "цитаты" из картин художника-абстракциониста.
Свою серию картин "Нью-Йорк" художник написал в 1941 и 1942 годах после переезда в американский город из Европы. Картина под названием "Нью-Йорк 1" отличается классической основной цветовой палитрой Мондриана и поразительными геометрическими линиями.
Согласно каталогу выставки Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, немецкой галереи, которая приобрела картину в 1980 году, "Нью-Йорк I" долгое время демонстрировался с самым толстым скоплением линий в нижней части кадра. Но фотография работы в студии Мондриана показывает картину в перевернутом на 180 градусов виде — возможно, именно так художник хотел ее показать. "Плотность полос по верхнему краю придает произведению сходство с его близким родственником – другой работой с названием "Нью-Йорк", у которого зона наибольшей плотности также расположена по верхнему краю", — говорится в каталоге музея.
Часть искусствоведов и экспертов пошли дальше и высказали предположение, что возможно, Пит Мондриан неоднократно переворачивал картину, пока работал над ней, и в этом случае не существует правильной или неправильной ориентации. "Возможно, это действительно революционная особенность "Нью-Йорка 1": тот факт, что его можно читать в любом направлении, как карту улиц большого города, двигаясь во всех направлениях одновременно", — цитирует представителей музея CNN.
В настоящее время картину переворачивать не собираются, опасаясь повреждений шедевра. Кроме того, музейные эксперты в поисках оправдания казуса считают, что такой факт в "биографии" работы только увеличивает ее стоимость. То, что работа десятилетиями демонстрировалась вверх ногами, уже является уникальной составляющей объекта искусства.