БАКУ, 1 ноя — Sputnik. В ходе прошедшего на минувшей неделе в Баку XV Веронского Евразийского экономического форума SOCAR получила приглашение принять участие в крупнейшем в мире нефтегазовом проекте, реализуемом "Роснефтью" - "Восток Ойл".
И пока стороны рассматривают возможность вхождения Азербайджана в проект, оценивают перспективы, плюсы и минусы – Sputnik разобрался, на каких условиях азербайджанская госкомпания может войти в "Восток Ойл", что она может дать проекту и что проект может дать ей.
Приглашение на "Ковчег"
Глава "Роснефти" Игорь Сечин в рамках форума в Баку выступил с ключевым докладом на тему "Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы".
"Ноевым Ковчегом", который может обеспечить долгосрочные потребности мира в доступных энергоресурсах, российский топ-менеджер ранее называл Россию с ее энергетическим потенциалом и портфелем таких первоклассных проектов, как "Восток Ойл".
В конце минувшей недели приглашение от главы "Роснефти" принять участие в данном проекте получила SOCAR. По словам Игоря Сечина, реализация проекта (несмотря на геополитическую обстановку и санкционное давление) продолжается в рамках ранее заявленного графика. "Будем рады видеть наших друзей - в том числе SOCAR - в составе участников этого проекта", - заявил он.
Президент азербайджанской госкомпании Ровшан Наджаф, в свою очередь, видит в российских энергокомпаниях надежных партнеров и отмечает, что SOCAR готова продолжать сотрудничество.
"Я хотел бы сказать, что с нашими партнерами – и особенно с российскими компаниями – мы готовы сотрудничать. Мы видим в этом взаимную прибыль и взаимную выгоду", - сказал Наджаф.
Немногим позже, отвечая на вопрос о планах рассмотреть данное предложение, глава SOCAR ответил утвердительно.
"Восток Ойл" - что это такое?
"Восток Ойл" - проект "Роснефти" по освоению нефтяных месторождений в Красноярском крае, а также по созданию инфраструктуры для разработки и транспортировки нефти.
Проект включает в себя освоение большого количества нефтяных месторождений, входящих в четыре кластера (Ванкорский, Восточно-Таймырский, Пайяхский и Западно-Иркинский), а его ресурсная база по состоянию на сегодняшний день составляет порядка 6,5 млрд тонн черного золота. А еще – примерно 2 трлн кубометров газа.
Одним из ключевых преимуществ проекта является его премиальная нефть. Ее "премиальность" заключается в уникально низком содержании серы – на уровне 0,01-0,04% от массы.
Для сравнения: в таких эталонных сортах, как Dubai, Brent и WTI, содержание серы в среднем находится на уровнях примерно в 2,07%, 0,41% и 0,35% соответственно. В российской экспортной марке Urals – 1,35%.
Технологии сероочистки черного золота достаточно сложные и очень дорогие, поэтому малосернистая нефть продается с премией (надбавкой к стоимости) по отношению к другим сортам. Это значит, что нефть с проекта "Восток Ойл" может продаваться значительно дороже той же самой марки Urals.
Простыми словами о том, как это все работает: государственная аравийская компания Saudi Aramco продает свой сорт Super Light (содержание серы – 0,09%) с премией почти в $11 к цене нефти марки Dubai. А нефть с проекта "Восток Ойл" содержит в 2,5-9 раз меньше серы по сравнению с той же Super Light.
Теперь о графике, в строгом следовании которому в ходе форума в Баку расписался Игорь Сечин: плановый срок ввода проекта в эксплуатацию – 2024-й год. Тогда планируется начать первые поставки в объеме до 30 млн тонн в год. Уже к 2027-му году объемы добычи могут достичь 50 млн тонн, а к 2030-му проект должен выйти на 115 млн тонн в год.
Для осознания масштабов: по данным ФТС России, в 2021 году РФ экспортировала порядка 230 млн тонн нефти. По данным ГТК АР, Азербайджан в 2021 году добыл около 35 млн тонн черного золота, а экспортировал порядка 28 млн тонн.
Еще одним серьезным преимуществом проекта вполне объективно считается собственная логистика.
Крупнейший нефтеналивной терминал в России – "Бухта Север" - будет связан с единой системой трубопроводов, а причал одноименного порта располагается на Северном морском пути (СМП).
Транспортировка по нему гораздо короче, нежели чем через Суэцкий канал, что позволяет не только сэкономить время в пути, но и сократить расходы на топливо.
Поставки сырья по СМП возможны как на европейские, так и на азиатские рынки, и при всем при этом в рамках проекта "Восток Ойл" рассматривается идея строительства собственного флота. Цель - транспортировка черного золота без сбоев и обеспечение независимости от ставок фрахта (на что сегодня пытаются давить своими санкционными пакетами страны так называемого "коллективного Запада).
Интерес иностранных инвесторов
Все вышеперечисленное изначально привлекало в проект иностранных инвесторов.
Так, в ноябре 2020 года глобальный нефтяной трейдер Trafigura приобрел в проекте долю в 10% за 7 млрд евро, а в октябре 2021 года за 3,5 млрд евро долю в 5% купил консорциум компаний Vitol и Mercantile & Maritime Energy.
Однако после начала беспрецедентного санкционного давления вышеупомянутые компании приняли решение выйти из проекта.
В июне 2022 года об этом объявила Trafigura – компания передала свою долю неизвестному трейдеру из Гонконга Nord Axis (компания была создана только в середине февраля). В июле решение о выходе из проекта приняли и в Vitol.
Правда каких-либо серьезных проблем "Восток Ойлу" данный факт не принес. Как заявил генеральный директор проекта Владимир Чернов, изменение экономической ситуации не повлияло ни на сроки реализации инициативы, ни на поставки необходимого оборудования и программного обеспечения.
"Мы заблаговременно - за два-три года - готовились к проекту: проводили тендерные процедуры, готовили оборудование, закупали материалы. При этом у нас изначально все было ориентировано на отечественного производителя. На текущий момент изменение экономической ситуации на проект "Восток Ойл" никак не повлияло - у нас нет отказов от поставок или срывов поставок. Мы никаких трудностей не ощутили, нет срывов производственной программы", - рассказывал он в конце июля.
По словам Чернова, 98% материалов и оборудования для проекта закупается в России у отечественных производителей, и какого-то "совсем уникального" продукта практически не требуется.
Да и выход иностранных инвесторов из проекта "Восток Ойл" принес потери скорее им, чем России – официально стоимость продажи своих долей они не раскрывали, однако на рынке убеждены, что убытки исчисляются в миллиардах.
Проекту "Восток Ойл" при этом, по словам старшего преподавателя кафедры Международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Олега Иванова, в финансовом плане сегодня ничего не угрожает.
"Позитивная конъюнктура на нефтяном рынке позволила компании "Роснефть" за первое полугодие 2022 года увеличить выручку на 32,5% и сократить финансовый долг на 12%", - отметил он.
При этом привлечение к проекту новых партнеров из дружественных стран показывает, что крупнейший в мире нефтегазовый проект интересен инвесторам.
На каких условиях SOCAR может войти в проект?
По мнению Олега Иванова, в случае вхождения SOCAR в проект "Восток Ойл" ее доля может составить 1-2%.
"Дело в том, что в последнее время компания активно наращивала свой долг для финансирования различных проектов, а сроки по их погашению приходятся на период с 2023-го по 2030-й годы, - рассказал эксперт. - С учетом роста ставок по всему миру привлекать финансирование становится невыгодно, тем более пока не ожидается уверенного роста мировой экономики".
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков более оптимистичен в прогнозах – по его словам, SOCAR может претендовать на долю, примерно равную долям ранее вышедших из проекта трейдерских структур. То есть порядка 5-7%.
"Что касается условий покупки, то здесь SOCAR может выступить в роли прежних акционеров проекта - Trafigura и Vitol. То есть в качестве трейдера, - считает Игорь Юшков. – В случае вхождения компании в проект возможно некое комплексное соглашение – например, SOCAR входит в "Восток Ойл", а взамен "Роснефть" подписывает с ней еще и соглашение о реализации нефти. Полагаю, такой же сценарий планировался к реализации и с вышедшими из проекта компаниями, поскольку "Роснефть" не всегда самостоятельно продает свое сырье. Часто это крупные долгосрочные контракты с трейдерскими структурами, которые, в свою очередь, полученную из России нефть реализуют среди своих клиентов".
По словам эксперта, SOCAR обладает богатой практикой именно трейдерской деятельности, поэтому такой вариант комплексного сотрудничества, при котором азербайджанская госнефтекомпания будет зарабатывать на продаже достаточно больших объемов нефти с проекта, имеет место быть.
"SOCAR – международный трейдер, имеющий в собственности парк танкеров, - продолжает генеральный директор "Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора" Тамара Сафонова. - Подразделение компании SOCAR Trading занимается продажами азербайджанской нефти из порта Джейхан в Средиземном море, осуществляет трейдинг нефти и нефтепродуктов других стран. Кроме того, компания имеет опыт разработки месторождений на шельфе Каспийского моря и доступ к технологиям разработки сложных месторождений в водной акватории".
В этой связи, отмечает Тамара Сафонова, приглашение SOCAR в проект является важным и нужным, поскольку это международная компания, располагающая богатым опытом использования передовых технологий в области нефтегазодобычи с одной стороны, и вовлеченная в международные цепочки поставок с применением современного парка судов – с другой.
С тем фактом, что SOCAR может помочь "Восток Ойлу" с выходом на различные рынки, соглашается и Олег Иванов. "Компания наращивала свои иностранные активы и сформировала связи, которые могут помочь проекту, когда потребуется реализовывать добываемую нефть, - сказал эксперт. – Возможно, привлечение SOCAR - в числе прочего – является еще и своего рода попыткой частично "заместить" вышедших из проекта нефтетрейдеров".
Помимо заработка на трейдинге, речь для SOCAR также может идти о значительном расширении собственной ресурсной базы за счет проекта "Восток Ойл", что потенциально может принести азербайджанской госкомпании увеличение доходов и повышение собственной роли на международном рынке.
Интерес в Евразии
Еще одним потенциальным участником проекта не первый год называются индийские компании - Indian Oil Corporation (IOC), ONGC Videsh Ltd и Oil India Ltd.
"Индия – это крупный растущий рынок, - отмечает ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. - Индийские компании уже и так владеют почти половиной Ванкорского кластера, являются акционерами нефтегазового проекта "Сахалин-1"… При условии того, что транспортировка по Северному морскому пути будет "работать", а российская нефть будет находить полноценный спрос в Азии, то для условной ONGC участие в проекте "Восток Ойл" может быть очень даже интересно. Ведь компания, которая сейчас получит долю в проекте, в будущем может рассчитывать на определенные выгоды".
По мнению Игоря Юшкова, помимо Индии, в будущем к проекту могут присоединиться китайские и ближневосточные компании.
"Сейчас активизировалось сотрудничество России с ОАЭ, Саудовской Аравией и Катаром, - говорит он. - С их стороны подобные инвестиции могли бы рассматриваться больше как финансовые вложения для последующего заработка. А вот со стороны Китая участие в подобном проекте можно было бы рассматривать в качестве гарантии того, что определенные объемы продукции с "Восток Ойла" пойдет именно в Китай".
"В будущем к проекту могут подключиться Индия и Китай, если позволят геополитические риски, - соглашается Олег Иванов. – Также потенциальным участниками видятся Вьетнам, Индонезия и Тайланд. Совершенно очевидно, что при возобновлении роста мировой экономики азиатские страны будут крайне заинтересованы в таком проекте".
Однако, отмечает Игорь Юшков, компании из дружественных стран пока занимают некую "выжидательную позицию", чтобы оценить, насколько сильно санкции ударят по перспективам таких крупных российских проектов, как "Восток Ойл".
В то же время – текущая ситуация способствует освобождению долей в проекте, усилению регионального сотрудничества и появлению возможностей "зайти" в одну из самых амбициозных и перспективных инициатив в мире.