БАКУ, 26 окт — Sputnik. Международный транспортный коридор (МТК) "Север — Юг" является основным элементом транспортного каркаса Евразии, однако его развитию препятствуют различные барьеры в области инфраструктуры, говорится в докладе Евразийского банка развития (ЕАБР) по инвестиционным решениям и мягкой инфраструктуре коридора.
"Международный транспортный коридор (МТК) "Север — Юг" является ключевым элементом транспортного каркаса Евразии. Он стыкуется с большинством широтных транспортных коридоров, используемых для международных перевозок грузов в евроазиатском сообщении. Роль МТК "Север — Юг" существенно возрастает в условиях формирования "новой логистики" и восстановления международных транспортно-логистических цепочек после шоков, связанных с пандемией COVID‑19", – говорится в докладе.
Роль МТК «Север — Юг» в Евразийском транспортном каркасе
© Photo : Eurasian Development Bank, ED
Авторы отмечают, что МТК обеспечивает кратчайшие расстояния перевозок между грузов странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком, в том числе на таких направлениях, как Россия-Турция и Китай-Иран.
В докладе особо подчеркивается, что интерес к развитию коридора, как элементу "новой логистики", продолжает расти.
Вместе с тем, аналитики считают, что успешному развитию "Север — Юг" препятствуют различные барьеры в области как физической, так и мягкой инфраструктуры.
"Всего идентифицировано более 40 различных барьеров, объединенных в группы инфраструктурных, тарифных, административных и финансовых. Однако наибольшее влияние на развитие коридора оказывают недостающие звенья и узкие места транспортной и логистической инфраструктуры, отсутствие скоординированного сквозного тарифа, бумажные процедуры пересечения границ, а также отсутствие эффективного координационного механизма по управлению коридором", – говорится в докладе.
Аналитики отмечают, что в целях ликвидации барьеров на всех маршрутах коридора реализуются или запланированы к реализации проекты строительства, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры международного значения.
Так, что в рамках исследования была создана база данных из более чем 100 инвестиционных проектов развития инфраструктуры МТК, которые разделены на три группы по степени их приоритетности.
Классификация инвестиционных проектов развития МТК «Север — Юг» по степени их приоритетности
© Photo : Eurasian Development Bank, ED
Общий объем инвестиций на реализацию всех осуществляемых или запланированных инфраструктурных проектов составляет $38,2 млрд, из которых четверть ($10,7 млрд) приходится на проекты, отнесенные к первой группе. Если говорить отдельно по странам, то портфель реализуемых и запланированных проектов развития инфраструктуры в России составляет $13,2 млрд, в Иране – $12,87, Казахстане – $6,32 млрд, остальных странах – $6,7 млрд.
В докладе указывается, что наибольший объем инвестиций (35 и 34% соответственно) необходим для развития транспортной инфраструктуры МТК в России и Иране. На Казахстан приходится 16,5% от общей стоимости проектов по развитию коридоры.
Географическая структура инвестиционных проектов развития инфраструктуры МТК «Север — Юг»
с распределением проектов по приоритетности их реализации
© Photo : Eurasian Development Bank, ED
Эксперты считают, что инвестиции также должны прийти в проекты по обновлению подвижного состава, перегрузочного и иного оборудования с целью повышения эффективности перевозок и качества транспортных и логистических услуг, сокращения негативного влияния на экологию и климат.
"Большая часть инвестиций (69%) должна быть направлена на развитие Западного маршрута МТК "Север — Юг", в то время как Восточному маршруту достанется 12%, а Транскаспийскому — 19%. Таким образом, полная реализация потенциала Восточного и Транскаспийского маршрутов в сумме потребует меньше капитальных затрат по сравнению с Западным маршрутом", – говорится в докладе.
Реализация проектов первой группы имеет определяющее значение для развития Западного маршрута, где главным инфраструктурным барьером является недостроенный железнодорожный участок Решт — Астара в Иране. Двойная перегрузка с железной дороги на автомобиль на этом участке увеличивает стоимость и время доставки грузов до уровня потери экономической целесообразности, особо отметили специалисты.
"К числу приоритетных отнесены также проекты, направленные на устранение критических узких мест, в том числе строительство обходов городов Владикавказ, Астрахань, Махачкала, Дербент, Хасавюрт на автомагистралях Р‑217 "Кавказ" и Р‑215 Астрахань — Махачкала, модернизация железнодорожных линий Алят — Астара и Сумгаит — Ялама, а также строительство участка скоростной автомагистрали Баку — граница с Россией в Азербайджане, участков автодорожного коридора "Север — Юг" в Армении, участка Серджан — Бендер-Аббас скоростной автомагистрали Нетенз — Серджан — Бендер-Аббас в Иране, реконструкция железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска, таких как Яраг-Казмаляр, Дербент, Верхний Ларс", – говорится в документе.
Ключевые меры в области мягкой инфраструктуры по обеспечению эффективного функционирования
МТК «Север — Юг»
© Photo : Eurasian Development Bank, ED
В докладе отмечается, что в число первоочередных проектов по развитию Транскаспийского маршрута МТК входят приведение участков внутренних водных путей Единой глубоководной системы России, а также Волго-Каспийского канала в нормативное состояние, развитие и модернизация железнодорожных подходов к портам Астрахань и Оля на участке Аксарайская — Саратов, строительство многофункционального портово-логистического комплекса на территории портовой экономической зоны в Астраханской области, строительство универсальных сухогрузов-контейнеровозов смешанного плавания размерности "Волго-Дон макс".
Кроме того, важным направлением усилий по привлечению инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры "Север — Юг" является увеличение числа проектов, привлекательных для международных банков развития и частных инвесторов, в том числе осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).
Эксперты также считают, что эффекты от совершенствования мягкой инфраструктуры могут быть сопоставимы с отдачей от развития физической инфраструктуры. В частности, цифровизация процессов контроля транспортных средств и грузов на границах по эффекту сопоставима со строительством дополнительных контрольных полос и досмотровых площадок.
"Ожидаемыми результатами от реализации инвестиционных проектов и развития мягкой инфраструктуры на МТК "Север — Юг" должны стать рост грузопотоков и ускорение сроков доставки грузов, повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры, входящей в Евразийский транспортный каркас, рост объемов рынка транспортных и экспедиторских услуг и повышение качества логистических и контейнерных сервисов, повышение безопасности перевозок и транспортной безопасности в Каспийском регионе, развитие конструктивного диалога между странами, участвующими в развитии коридора, по вопросам транспорта и выстраивания "новой логистики", – говорится в докладе.