Возможности экспорта российского зерна через Азербайджан
Крупный экспортер зерна из РФ заявил о дороговизне расчетов в случае поставок через Турцию. В качестве альтернативного маршрута он предложил азербайджанское направление.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 22 окт — Sputnik. Одному из крупнейших в России экспортеров зерна, "Деметра-холдингу", дорого проводить расчеты через Турцию. Комиссия за перевод достигает 7%, тогда как традиционная схема расчетов обходилась примерно в 0,5%, заявил председатель совета директоров компании Виталий Сергейчук.
"В отличие от традиционного маршрута, где комиссия за перевод, обмен, хеджирование валютного риска стоит примерно полпроцента от размера платежа, по турецкому направлению из-за динамики курса, из-за жадности определенных турецких банков и так далее стоимость перевода составляет 5–7%. Поэтому ищем другие маршруты и развиваем другие маршруты", – рассказал Сергейчук.
Он указал, что компания также ведет расчеты через ближневосточные и азиатские банки. Сергейчук добавил, что холдинг пользуется основными маршрутами транспортировки зерна, но уже ищет и развивает новые пути.
"Развиваем восточное направление, развиваем азербайджанское направление. Здесь тоже много возможностей, которые может наша страна реализовать", – отметил Сергейчук.
Мнение экспертов
Российское зерно в мире востребовано, даже в условиях санкций и ограничительных мер, которые были приняты целым рядом западных стран. В настоящее время Запад продолжает попытки "изобретения" новых санкционных мер против РФ.
"Санкции доказали свою полную несостоятельность. И, в первую очередь, эти ограничительные решения работают во вред именно тем странами, которые сами эти решения принимают", – считает доктор экономических наук Эльшад Мамедов.
По мнению эксперта, в такой ситуации получают преимущество страны, которые реализуют внешнеэкономическую политику исходя из своих национальных интересов.
"Азербайджан находится в числе этих стран. Нет сомнения, что он в подобных условиях будет наращивать свои экономические и политические дивиденды", – сказал Мамедов.
В создавшейся ситуации Россия будет перенаправлять через Южный Кавказ свои потоки, в том числе зерновые, и целесообразнее будет сделать это именно через Азербайджан.
"Азербайджан имеет сухопутную границу с Россией, ведет конструктивный диалог, в том числе по экономическому треку, с РФ", – пояснил специалист.
Он выразил уверенность, что в части экспорта российского зерна Азербайджан является оптимальным маршрутом для доставки продукции РФ на региональные и мировые рынки.
Азербайджанское направление экспорта зерна считают перспективным и в самой России, но существует потребность в наращивании логистических возможностей.
"За" и "против" азербайджанского направления
Преимуществом данного проекта является то, что Азербайджан и Россия являются давними стратегическими партнерами. Кроме того, между странами налажены логистические связи, построенные еще в советское время и модернизированные в годы независимости. К ним относятся железнодорожные и автомобильные дороги, которые позволяют перевозить практически неограниченное количество грузов.
А дальше? Дальше было бы целесообразно вывозить зерно на юг в Иран или на запад в Турцию с последующей доставкой в соседние страны и в мировой океан. И тут становится актуальным вопрос реализации Зангезурского коридора и логистического маршрута Север-Юг, о котором так много говорится и пишется в экспертных кругах.
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец считает, что с Зангезурским коридором все обстоит не так однозначно.
"Ожидать его открытия в ближайшее время не приходится, а перевозить зерно автомобильным транспортом нерентабельно. Поэтому говорить о ближайших перспективах этого маршрута в радужных цветах не приходится. Хотя сам по себе этот маршрут перспективен и сулит большие возможности", – подчеркнул российский эксперт.
Ее отличие в сравнении с черноморским направлением заключается в том, что для доставки зерна на мировые рынки достаточно перегрузки в одном из возможных портов на берегу Средиземного моря. А до данного порта загруженное в России зерно доставлялось бы напрямую железнодорожным транспортом, заключает эксперт.
Похожая перспектива, но более реальная, есть и на южном направлении. В настоящее время все еще не соединена железная дорога между азербайджанской Астарой и иранским Рештом, что делает невозможным перевозку зерна по железной дороге в этом направлении. Данное направление позволило бы вывезти зерно к портам Персидского залива для выхода в мировой океан.
Отметим, что на данной железнодорожной ветке не достает всего лишь несколько десятков километров и достроить при реальном желании сторон возможно в сравнительно короткий срок.
Остается автомобильное сообщение, которое считается менее рентабельным, но тем не менее оно может быть осуществлено как в астаринском, так и в билясуварском направлении.
Может быть задействован и морской транспорт, но в данном случае грузы могут поставляться из Астрахани непосредственно в порты Ирана, однако это делает дальнейшую транспортировку очень трудоемкой и дорогой.
Создание зернового хаба на территории Азербайджана
Неслучайно, что в такой ситуации в Азербайджане рассматривается возможность реэкспорта зерна. В частности, в стране существенно нарастили мощности по хранению зерна. Так, объемы элеваторов и хранилищ уже достигают более 720 тыс. тонн. Кроме того, в 2006 году в Азербайджане было создано совместное с Казахстаном предприятие – ООО "Бакинский зерновой терминал" – пропускной способностью 1,5 тысяч тонн зерна в сутки.
Азербайджан мог бы увеличить импорт пшеницы благодаря элеваторам, хранить зерно и в дальнейшем реэкспортировать его в третьи страны.
С учетом этого возможно подписание соответствующих соглашений с Казахстаном, который, напомним, также является экспортером зерна на мировые рынки.
В такой обстановке еще более актуальным становится строительства железной дороги в южном и западном направлениях. Не исключено, что в ближайшее время будут предприняты конкретные шаги в данном направлении.