Новости

Кнут без пряника: помогут ли дисциплинарные меры укрепить дисциплину в школах

Миннауки и образования намерено учредить школьные дисциплинарные советы, которые будут квалифицировать проступки учеников по степени тяжести и определять необходимые меры воздействия
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 22 окт — Sputnik. Общество в целом лояльно отреагировало на предложение принимать административные меры в отношении учащихся, нарушающих дисциплину в школах, сказала Sputnik Азербайджан председатель Общественного совета при Министерстве науки и образования Гюнель Сафарова.
Ранее сообщалось, что министерство намерено учредить специальные школьные дисциплинарные советы, которые будут квалифицировать проступки учеников по степени тяжести и определять необходимые меры воздействия.

Меры без индивидуального подхода

Сафарова считает, что нужно принимать соответствующие меры в случае нарушения дисциплины в классах, опозданий на занятия, каких-либо инцидентов между учащимися, проявления неуважения к учителям.
По ее мнению, применять индивидуальный подход к каждому ученику в системе массового образования довольно сложно.
"Если родители выступают против подобных административных мер, то пусть они предложат альтернативный выход из ситуации. Как, к примеру, нужно поступить с учеником, который срывает урок и применяет силу в отношении одноклассников?", - сказала Сафарова.
При этом она считает недопустимым злоупотребление подобными административными мерами.
"Думаю, что это можно будет контролировать через дисциплинарные советы", - сказала Сафарова.

Ответственность родителей

Эксперт сообщила, что пока общественность обсуждает вопрос, какие административные меры должны приниматься к учащимся, нарушающим дисциплину в школах. Реализация проекта начнется по итогам этих обсуждений.
Она отметила, что к этому процессу будут привлечены и родители учащихся. Их будут регулярно информировать о поведении детей в школе.
"Конечно, по закону воспитание детей является прямой обязанностью родителей. Однако некоторые пренебрегают этим и возлагают это бремя на школу. В то же время школа должна не только учить, но и в какой-то мере воспитывать ребенка", - сказала Сафарова.
Она добавила, что новые правила начнут применяться в общеобразовательных заведениях в течение шести месяцев. При необходимости в будущем в них могут быть внесены дополнения.

Разъяснить и обозначить

Эксперт в сфере образования Надир Исрафилов сказал Sputnik Азербайджан, что не видит необходимости в применении административных мер в отношении школьников, нарушающих дисциплину.
Напомним, что в новый свод правил включены такие виды административного воздействия, как "спокойный разговор со школьником, предупреждение, отстранение, жалоба родителям, оставление ученика в школе после занятий, направление к психологу, желтое предупредительное письмо, оранжевое предупреждение, красное предупреждение".
"Да, на фоне инцидентов, происходящих в последнее время в школах, это, возможно, и вызывает одобрение. Но в типовом уставе общеобразовательных заведений прописаны права и обязанности учащихся", - сказал Исрафилов.
По его мнению, в первую очередь, следует четко обозначить, что подразумевают меры административного воздействия. Другими словами, общественности нужно объяснить, что значит "спокойная беседа с учащимся", "отстранение", "желтое предупредительное письмо" и так далее.
"Нужно разъяснить, например, что подразумевается под "отстранением". Будут ли нарушителей отстранять от занятий или исключать из школы? Все эти детали должны быть раскрыты", - сказал Исрафилов.

Школьные педсоветы и психологи

Эксперт напомнил, что в школах и так есть психологи, и их работа заключается в проведении бесед с учащимися.
"Высшим органом школы является педагогический совет, поэтому на нем могут обсуждаться и приниматься решения о дисциплинарных взысканиях. Поэтому считаю, что нет необходимости в дополнительных административных мерах", - отметил эксперт.

Недейственный метод

Психолог Ровшан Наджафов сказал Sputnik Азербайджан, что наказание - это недейственный метод воспитания.
"Необходимо увеличить число школьных психологов. Сейчас рано судить об эффективности административных мер, которые Миннауки и образования внедрит в школах", - сказал Наджафов.
"Если учащегося отстранят от занятий на определенный срок, то как будет регулироваться его возвращение в школу и продолжение обучения? Эти и другие вопросы остаются открытыми", - отметил психолог.

Дополнительный стресс

По мнению Наджафова, в школах необходимо проводить ежеквартальные и ежегодные психологические обследования учащихся.
Он также считает, что раздача школьникам "желтых", "оранжевых" и "красных" предупредительных карточек может иметь негативные последствия.
"Школьники и так каждый год испытывают стресс перед экзаменами. А такое наказание негативно скажется на их психике. Нужно учесть, что школа также воспитывает личность", - сказал Наджафов.