БАКУ, 18 окт — Sputnik. Президент России Владимир Путин предложил создать новый газовый хаб в Турции. Эту идею он выдвинул на встрече с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Президент России отметил, что Турция оказалась самым надежным партнером в транспортировке газа в европейские страны. А газовый хаб мог бы стать площадкой для определения цен на голубое топливо, чтобы исключить политизацию этого вопроса.
"Сегодня эти цены заоблачные (в ЕС), мы могли бы спокойно регулировать их на нормальном рыночном уровне, без всякой политической окраски”, - сказал Владимир Путин Тайипу Эрдогану.
В Анкаре эту инициативу поддержали. Президент Турции поручил Министерству энергетики и природных ресурсов разработать шаги по созданию хаба.
Хаб или транзит: сходства и различия
Специалисты особо отмечают тот факт, что Путин предложил не простое увеличение транзита путем строительства еще одной ветки газопровода "Турецкий поток", а создание газового хаба, причем с ценообразующей функцией. А это присуще не каждому хабу.
Заметим, что в настоящее время газовые хабы, в зависимости от функций и возможностей, классифицируются на торговые, транзитные и переходные.
Переходные - это хабы, основанные на виртуальной торговой точке, но все еще не достигшие зрелого уровня. Транзитные фактически являются транзитными точками или физическими объектами, которые участники рынка могут выбрать для торговли газом. Однако их основная роль заключается в том, чтобы облегчить транзит больших объемов голубого топлива для дальнейшей транспортировки.
Торговые хабы – это те, что достигли определенного уровня зрелости и уже используются для управления финансовыми рисками газовых портфелей. Именно они обладают ценообразующей функцией, о которой упоминал президент РФ.
Наиболее высокоразвитый и котируемый хаб называют маркерным. Но чтобы стать таковым, он должен, помимо прочих характеристик, отличаться глубиной, ликвидностью и прозрачностью, быть в состоянии легко привлечь значительное количество участников рынка, которые участвовали бы в продажах больших объемов многих разных продуктов. Только самые развитые и зрелые хабы обеспечивают и балансирование, и торговлю для поставки физических объемов, но при этом выступают еще и в качестве маркерных, формируя ценовые бенчмарки, и используются для управления рисками.
Построение торгового хаба с функциями маркерного
Газ, поступающий из Азербайджана и Туркменистана, можно подключить к российским поставкам в рамках идеи о газовом хабе в Турции, считает заведующий кафедрой политологии и международных отношений Стамбульского коммерческого университета, доцент Угур Ясин Асал.
Эксперт обращает внимание на важность природного газа, поступающего из этих двух стран.
"Очевидно, что Европа нуждается в этом в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Построить такой центр только на основе российского голубого топлива будет недостаточно. Объединение природного газа, поступающего из Азербайджана и Туркменистана, в этом центре и передача его отсюда в Европу должны стать стратегическим приоритетом для Турции. Хорошо видно, что Европа также нуждается в этом и ищет альтернативные газовые маршруты. Поэтому указанный центр должен быть построен не только путем интеграции с Россией, но и как часть многомерной внешней политики Турции, при необходимости самостоятельно, от имени нашей страны, ориентируясь на долгосрочные и стратегические выгоды", - сказал Асал.
Привлечение различных источников формирования предмета торговли (в данном случае газа) является одним из основополагающих факторов строительства торгового хаба. В случае реализации предложений Асала Турция получает возможность осуществления долгосрочного проекта, не завязанного на одном партнере. На данном историческом этапе такой подход служит интересам как самой Турции, так и России.
Возможности привлечения азербайджанского и туркменского газа
В настоящее время Азербайджан уже поставляет газ в Турцию и Европу. Увеличение экспорта голубого топлива кажется затруднительным, но возможным. Единственный маршрут, по которому азербайджанский газ поступает в Европу – газопровод TAP, пропускная способность которого составляет всего 10 млрд кубометров в год. Сейчас он пропускает около 8,1 млрд кубометров, задействовав практически всю свою мощность.
Правда, в настоящее время ведется подготовка к реализации проекта, который позволит увеличить пропускную способность газопровода до 20 млрд кубометров в год. Однако достижение данных показателей возможно к 2027 году.
Сложная ситуация и с запасами азербайджанского газа. В азербайджанском секторе Каспия расположены несколько газовых месторождений, которые находятся на стадии разработки или в ожидании необходимых для этого инвестиций. Специалисты также обсуждают перспективы разработки глубоководных залежей газа в азербайджанском секторе Каспия, которые могут значительно усилить экспортный потенциал Азербайджана.
Что касается потенциала Туркменистана, то, по некоторым оценкам, страна обладает четвертыми по величине запасами газа в мире – 19,5 трлн кубометров. Подключение этих ресурсов может способствовать существенному "росту акций" проекта создания хаба в Турции.
В настоящее время газовые запасы Туркменистана активно не разрабатываются, и это неудивительно, учитывая, что страна не имеет выхода к мировому океану, а ее путь на мировые рынки преграждают другие страны-экспортеры газа. Однако заключенное соглашение между Туркменистаном и Азербайджаном о совместной разработке некогда спорного месторождения "Достлуг" на Каспии способствует объединению усилий двух стран для увеличения поставок голубого топлива в Европу.
Большие объемы доступного газа создают весомые предпосылки для реализации проекта строительства газопровода по дну Каспийского моря от туркменского города Туркменбаши до Баку, который также призван увеличить объемы газа, предназначенного на экспорт в Европу. С учетом заинтересованности России в данном вопросе его реализация не кажется такой невыполнимой, как несколько лет тому назад.
Все новое – хорошо забытое старое
Мнения экспертов относительно создания газового хаба в Турции расходятся.
Это не новая идея, напоминает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
"Ее уже обсуждали в 2014 году, когда Болгария под нажимом "старших товарищей" сорвала реализацию проекта "Южный поток". Тогда мы сразу же договорились с Турцией о перенаправлении всех четырех планировавшихся ниток к ее побережью с дальнейшим созданием газораспределительного хаба на границе Турции и ЕС. Этой перспективы очень испугались в Западной Европе, после чего предложили вместо большого проекта в направлении Турции построить еще один газопровод через Балтийское море, чтобы не стать чрезмерно зависимыми от турецкого транзита", - напоминает Гривач.
Независимый промышленный эксперт Максим Худалов считает, что идея хаба интересна на фоне дискредитации принципов ценообразования в ЕС.
"Хаб в Турции может вполне иметь место, но сделать его общепринятым бенчмарком пока не получится, что, впрочем, не отменяет возможности достройки до него дополнительных магистральных трубопроводов, а также заводов по сжижению и регазификации СПГ", - заметил Худалов.
Есть и те, кто считает, что взаимоотношения западных стран с Россией негативно скажутся на работе турецкого хаба. Однако никто не может отменить законы экономического развития, которые диктуют политическую целесообразность в принятии решений.
Кроме того, сложным представляется точное прогнозирование по поводу возможного миропорядка по окончании военных действий на Украине. Обнадеживающим фактором является то, что практически все совместные начинания Москвы и Анкары в 21 веке успешно претворялись в жизнь.