БАКУ, 27 сен — Sputnik. Старший лейтенант Бадал Гусейнов, как и многие граждане Азербайджана, прошел через ад Отечественной войны. Вспоминать об этом ему сегодня тяжело. Но в День памяти он рассказал журналистке Нармине Джавид о событиях того времени.
Реалии войны
"28 сентября 2020 года мне позвонил друг, который находился в Физули, и рассказал о начале контрнаступательной операции. Это означало, что меня тоже призовут. Так и произошло. Мне позвонили из военкомата в тот же день, в 22:45", - вспоминает Гусейнов.
Участник Карабахской войны Гусейнов Бадал вместе с сослуживцем
© Photo : courtesy of Huseynov Badal
По его словам, реалии войны он осознал тогда, когда 7 октября его друг и сослуживец Фируз Мехтиев был тяжело ранен и находился между жизнью и смертью. Но, к счастью, он выкарабкался.
"Меня назначили командиром пехотного подразделения военной части, которая участвовала в освобождении Суговушана. Вначале мы находились в селе Саров Тертерского района, а затем заняли позиции вокруг села Талыш. 8 ноября наша пехота вернулась в Геранбой, а 28 ноября - в Лачин и Губадлы, где я прослужил до 31 декабря. Потом меня комиссовали", - рассказывает Гусейнов.
"Был готов ко всему"
По его словам, уходя на фронт, он был морально готов к любому исходу.
Участник Карабахской войны Гусейнов Бадал вместе с сослуживцем
© Photo : courtesy of Huseynov Badal
"Я не был профессиональным военным, но компенсировал это силой воли. Как-то привезли нашего разведчика, отряд которого попал в засаду. Левая часть его тела была сплошь усеяна осколками. Несмотря на незажившие раны, он вернулся на передовую после оказанной медицинской помощи. Многие раненые не хотели отлеживаться в госпитале. И никакая боль от ранения не могла остановить нас", - рассказывает Гусейнов.
"Я видел смерть, и, поверьте, она ужасна. Зная о том, что снаряд может разорвать человека на куски, я и мои товарищи писали свои имена и фамилии на листочках, помещали их в гильзы, которые носили с собой. Делая это, мы становились как бы на шаг ближе к смерти. Но это вызывало не страх, а примирение с реальностью", - говорит участник войны.
Участник Карабахской войны Гусейнов Бадал вместе с сослуживцами
© Photo : courtesy of Huseynov Badal
Он также рассказал, что во время боевых действий старался, по возможности, редко общаться с родными.
"Я хотел, чтобы они привыкли к моему отсутствию. А когда шли бои, и вовсе отключал телефон. Смартфоны были запрещены, так как враг мог вычислить место нашей дислокации. С дочерьми вообще не разговаривал, не хотел, чтобы они знали, где я. Однако спустя какое-то время старшая все поняла. Для нее это стало большим стрессом. После моего возвращения мы обратились за помощью к психологу", - говорит Гусейнов.
Он также вспоминает, что отправил голосовое сообщение брату, в котором просил не оставлять его семью, если с ним что-то случится. "И еще попросил не ставить на могиле большую надгробную плиту", - говорит Гусейнов.
Гусейнов Бадал - участник Карабахской войны
© Photo : courtesy of Huseynov Badal
Новость о Победе
Участник войны рассказывает, что известие о Победе застало его в Тертере.
"Я сидел со своими бойцами в траншее и готовился к наступлению, запланированному на 05:30 следующего дня. В начале первого часа ночи нам сообщили о принятии трехстороннего заявления", - вспоминает Гусейнов.
Он говорит, что вновь готов встать в строй, если его позовет Родина. "Я не боюсь смерти, так как однажды уже прошел через этот ад", - отметил он.
За проявленное мужество во время второй Карабахской войны Бадал Гусейнов был удостоен медали "За освобождение Лачина".