БАКУ, 26 сен — Sputnik. Мост между Ираном и Азербайджаном возле населенного пункта Агбенд предназначен для обеспечения сообщений между соседними странами и позволяет направлять грузопотоки из Баку в Нахчыван и далее в Турцию и Европу. Наряду с деблокадой своего эксклава Азербайджан также получает широкие возможности для выхода на мировые рынки.
Помимо Ирана и Азербайджана, данный проект выгоден практически всем странам региона, что мы вкратце и попытаемся рассмотреть.
Во-первых, он предоставляет Ирану возможность получить дополнительный выход к транспортному коридор Север-Юг, а также увеличить поступления в казну от транзита в обоих направлениях.
Россия может получить возможность без “перекладных” получать товары из Турции и Ближнего Востока, а также осуществлять свои поставки в обратном направлении.
Азербайджанская сторона рассматривает этот проект как дополнительный элемент Зангезурского коридора.
Интересы Ирана
Эксперты отмечают, что он в дальнейшем может способствовать развитию инициированного Ираном в 2016 году проекта “Персидский залив-Черное море”. Берущий начало в Персидском заливе и южном Ирана мультимодальный коридор проходит через всю страну, а затем достигает грузинских портов Поти и Батуми в Черном море.
Интенсивное строительство новых железнодорожных путей в Азербайджане позволяет предположить, что прокладка данного маршрута будет наиболее оптимальной через территорию именно этой страны.
Развивая международный транзитный коридор между Персидским заливом и Черным морем, Иран также снижает свою зависимость от Турции, путем создания альтернативного маршрута в Европу для торговли и транзита.
Интересы Турции
С вводом в эксплуатацию данного маршрута Турция получает дополнительную железнодорожную и автомобильную связь со стратегическим союзником, каковым является Азербайджан, с дальнейшим выходом на Россию и Центральную Азию. Этот маршрут для Турции может рассматриваться как альтернатива проходящему через Грузию, что снижает зависимость от настроений в этой стране.
Интересы России
Мнения экспертов по поводу отношения России к данному проекту разнятся. Часть антироссийски настроенных специалистов заявляют о том, что Россия не заинтересована в открытии коммуникаций на Южном Кавказе и тормозит эти процессы, используя своего сателлита в лице Армении. Сразу заметим, что данная точка зрения не выдерживает критики. С учетом нынешних, мягко говоря, натянутых отношений Москвы с западными партнерами, наличие альтернативного маршрута в обход европейских стран только на руку РФ.
Не секрет, что немалую часть российского импорта из стран Ближнего Востока и Турции составляет сельскохозяйственная продукция, которая сейчас доставляется морем. Логистика получается сложной и недешевой: грузы нужно доставить к каспийским портам Ирана и черноморским в Турции, оплатить сборы, перегрузить на суда, оплатить фрахт, доставить в порты России, еще раз перегрузить. Если вместо всех этих процедур появится возможность использовать вагоны-рефрижераторы, которые, пройдя через Нахчыван, Иран или Армению, поступят в распоряжение РЖД – расклад будет совершенно иным. В данном случае российские фирмы выигрывают материально и параллельно экономят время.
Интересы Азербайджана
Азербайджанская сторона, не дожидаясь согласия Армении на открытие Зангезурского коридора, решает вопрос расширения коммуникаций с Нахчываном, одновременно получает еще один рычаг для давления на Ереван. Минимизируется зависимость от Армении в восстановлении связей с эксклавом.
Руководитель азербайджанского аналитического центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что это является своего рода месседжем официального Баку о том, что Азербайджан воспользуется альтернативным вариантом из-за затягивания решения по Зангезурскому коридору.
Польза для Азербайджана заключается и в том, что усиливаются экономические связи с южным соседом, а Армения вновь остается вне игры.
Но если Ереван согласится на строительство Зангезурского коридора на условиях Азербайджана, то дорога через Иран будет соединена с ним, таким образом появится еще одна транспортная ветвь.
“При любом раскладе Азербайджан практически доказал, что Армения, отказываясь мириться с новыми реалиями, останется вне региональных проектов”, - считает Эльхан Шаиноглу.
Историческая справка
Здесь уместно вспомнить о проектах 90-х. В то время Азербайджан договаривался с западными партнерами по поводу маршрутов транспортировки добываемой в стране нефти и газа. Один из них предполагалось проложить через южные районы Армении, где в настоящее время и предлагается строительство Зангезурского коридора. Этот маршрут хотя и пролегал в горной местности, но был короче и с экономической точки зрения более выгодным. Условия для Армении были довольно просты: деоккупация районов вокруг Карабаха и подписание мирного договора между Баку и Ереваном. Но Армения тогда на это не согласилась.
Руководивший в то время страной президент Левон Тер-Петросян заявил, что это является историческим шансом, которым надо воспользоваться. В дальнейшем ситуация может измениться, и тогда Азербайджан уже не согласится на такие условия.
Время подтвердило его правоту. Армения лишилась возможности участвовать в региональных проектах, и все трубопроводы, а параллельно и доходы от них, ушли в соседнюю Грузию.
В данный момент в регионе реализуются несколько логистических мегапроектов. Их архитектура подразумевают участие всех стран региона. С одной стороны, это позволит получить выгоду всем участвующим в них странам, с другой стороны - будет залогом обеспечения безопасности в регионе. Однако, учитывая создавшуюся ситуацию, не повторится ли история 90-х?...