БАКУ, 23 авг — Sputnik. Ставка директоров школ и их заместителей будут зависеть от числа учащихся, а педагогов - от нагрузки и итогов сертификации.
Так в ходе брифинга пояснил министр науки и образования Азербайджана Эмин Амруллаев, комментируя указ президента Ильхама Алиева об определении ежемесячной надбавки к зарплате руководящих работников и преподавателей государственных общеобразовательных учреждений.
Как изменятся доходы педагогов
В первую очередь министр предупредил, что надбавки не следует путать с повышением зарплаты, последняя останется прежней: "Например средняя зарплата директора составляет 650 манатов".
Согласно положениям указа президента, с 1 сентября этого года ежемесячные надбавки получат все преподаватели и руководители школ.
Впредь число учащихся непосредственно отразится на доходах руководства учебных заведений. Они будут заинтересованы в их большем количестве, подчеркнул министр.
"Прежде некоторые директора пытались исключить детей со слабой успеваемостью, чтобы улучшить показатели своего учебного заведения", - заметил министр.
В случае с педагогами схема надбавок иная. Учителям придется пройти сертификацию. Первыми ее пройдут педагоги начальных классов в школах, подчиняющихся Абшерон-Хызинскому, Губа-Хачмазскому и Гянджа-Дашкесанскому районным и столичному управлениям образования, а также школ прямого подчинения министерству.
При этом, как сказал Амруллаев, никаких увольнений по результатам сертификации педагогов не будет. Те учителя, которые пройдут процесс получат надбавку до 10%, а педагоги, показавшие результат 50 из 60 вопросов, смогут рассчитывать на надбавку до 35% от зарплаты.
Всего в течение нескольких лет пройти сертификацию должны 129 тыс. работников образования. В итоге в зависимости от стажа работы и количества преподавательских часов зарплата учителя может превысить одну тысячу манатов.
Педагоги, принятые на работу на основе экзамена MİQ также получат надбавки к зарплате, но пока министерство думает над тем как реализовать данный механизм, сказал Амруллаев.
Прием детей в русский сектор
В ходе брифинга глава Миннауки и образования коснулся также и других вопросов, например, ограниченного количество мест в русском секторе.
Как заметил министр, в стране образование преимущественно предоставляется на двух языках - азербайджанском и русском. Места в русском секторе азербайджанских школ ограничены, заявил он.
"Если в 14 тыс. мест хотят поступить 18 тыс. человек, то мы вынуждены кому-то отказать. Но в некоторых школах по-прежнему остаются вакантные места, и мы можем разместить желающих", - добавил глава Миннауки.
Амруллаев заявил, что открывать новые классы русского сектора пока физически невозможно. Причиной является нехватка учителей.
По его словам, министерство даже вынуждено снизить проходной бал при отборе кандидатов на вакантные позиции педагогов в русском секторе. И все равно в течении 2022 года на 106 вакантных позиций педагога математики прошли всего 22 претендента. Родителям, желающим обучения своих чад в русском секторе, следует призадуматься о том, будет ли кому им преподавать.
В отличие от русского сектора в азербайджанском отделении школ напротив, педагогов больше, чем учащихся отметил он: "У нас нет проблемы с нехваткой учителей, у нас проблема с нежеланием педагогов работать в сельских школах. Но даже при этом Министерству удалось заместить 98% мест в регионах".
Проблемы в детских садах
Свыше 80 директоров были освобождены от занимаемой должности по итогам мониторингов в детских садах. Еще несколько сотен руководителей получили строгий выговор.
"Мы не преследуем цели кого-либо наказать, хотим, напротив, усовершенствовать процесс управления. Одним из новшества этого года стал электронный прием детей в детские сады. Впервые централизован прием на работу воспитателей", -отметил министр.
Еще одним нововведением станет централизованный прием на работу кандидатов в директора дошкольных воспитательных учреждений.
Нужна ли единая школьная форма
Весной 2022 года Кабинет министров утвердил четыре комплекта школьной формы из которых теперь школы могут выбирать во что одеваться ученикам.
Как сказал министр, одинаковая одежда призвана пресечь явные признаки социального неравенства среди детей.
Стоимость такой одежды не выше рыночно, но принуждения носить форму нет. Каждая школа сама решает, нужна ли ей школьная форма, подчеркнул Амруллаев.