БАКУ, 11 авг — Sputnik. С 10 августа вступило в силу решение Евросоюза о полном запрете на импорт российского угля – еще в апреле было анонсировано эмбарго на покупку твердых ископаемых видов топлива из РФ в рамках пятого санкционного пакета.
Тем временем, в Еврозоне набирает оборот крупнейший энергетический кризис, вынуждая некогда борцов с загрязнением атмосферы перезапускать угольные шахты и электростанции, которые были закрыты еще десять лет назад. В данной ситуации отказ от российского угля, который составлял по итогам прошлого года около трети потребления Еврозоны, не что иное, как выстрел в ногу.
Метание ЕС между газом и углем
С начала энергокризиса в ЕС, власти которого бросались громкими заявлениями о сокращении поставок нефти и газа из России, Брюссель рассматривает альтернативные источники поставок "голубого топлива".
Обратившись к крупнейшим поставщикам газа ЕС получили одинаковый ответ – увеличить объемы поставок можно в среднесрочной перспективе, но этой зимой Еврозоне не стоит ожидать дополнительных объемов.
Поняв неэффективность переговоров с альтернативными поставщиками газа, которые физически не смогут заменить РФ на европейском рынке в ближайшие годы, ЕС начал увеличивать закупки угля. Так, в период с марта по май ЕС закупил на 28% больше угля, чем годом ранее. Такой спрос на уголь поднял его стоимость, и в результате страны ЕС заплатили за импорт угля в почти четыре раза больше денег.
По расчетам западных СМИ, в следующем сезоне только Германия будет сжигать не менее 100 тыс. тонн угля, самого "грязного" вида ископаемого, что не сопоставимо с амбициями страны по полному отказу от генерации электроэнергии на угле к 2038 году.
Вместе с тем, наряду с Германией, о перезапуске угольных станций приняли решение власти Австрии, Нидерландов, Греции, Польши и Франции.
Российский уголь нужен Азии
Аналитики считают, что отказ от российского угля в ЕС не повлияет на добычу и реализацию этого вида топлива в стране. Так, в случае с частичным отказом от закупки российской нефти, действующим в ЕС, РФ перенаправил своим экспортные объемы "черного золота" на азиатские рынки – покупатели в Индии и Китае с радостью импортировали допобъемы российской нефти.
Такая же ситуация сложится и с углем – Индия, которая в прошлом месяце увеличила импорт российского энергетического угля на 10%, в результате чего РФ заняла третье место среди поставщиков угля в страну, заявила о готовности нарастить объемы импорта российского топлива.
В то же время, учитывая темпы роста экономики Китая ожидается, что поставки российского угля в страну также будут увеличены. Китай, который является лидером по импорту угля из РФ, может закупить больше российского угля ввиду удобной и налаженной транспортной инфраструктуры, и более доступных цен.
В то же время, не исключается, что российский уголь все же продолжит поступать на рынки ЕС через посредников, что, однако, сильно повлияет на цену топлива для потребителей в Еврозоне. Если учесть, что стоимость энергетического угля с конца 2021 года подорожала на 170%, несложно представить, как дорого он обойдется покупателям в ЕС при закупе через посредников.
Уголь из Каспия в ЕС
Несомненно, Евросоюз будет искать альтернативные источники поставок угля, в том числе из стран Каспийского региона. В частности, Казахстан обладает потенциалом нарастить поставки в направлении Еврозоны. Так, страна в январе-мае 2022 года поставила в Евросоюз 1,5 млн тонн угля, что вдвое больше, чем за весь 2021 год.
При этом, большую часть угля Казахстан отправил в ЕС по морю, треть поставок – по железной дороге. В планах страны увеличить экспорт угля, в том числе, при помощи железной дороги – в Казахстане рассматривают проект развития порта Актау на Каспийском море, после чего могут быть расширены поставки топлива в ЕС через Азербайджан и Грузию.
Проект кажется тем более реальным, если учесть, что Казахстан намерен расширить мощности Транскаспийского маршрута (ТМТМ/Средний коридор).
Для наращивания потенциала ТМТМ предлагается вместе с другими участниками маршрута разработать дорожную карту по синхронному устранению "узких" мест и развитию его возможностей на 2022-2025 годы.
В то же время, Азербайджан и Казахстан работают над развитием морских портов. Нур-Султан планирует привлечь инвестиции для развития и увеличения пропускной способности порта Актау. Интерес к инвестированию данного проекта проявил Всемирный банк, который представил правительству Казахстана дорожную карту финансирования проекта развития порта Актау.
В Бакинском морском международном торговом порту также планируется реализация ряда проектов по увеличению перевалки всех видов грузов.
Вместе с тем, растут и производственные мощности угля в Казахстане – согласно Комитету статистики КР, производство данного вида топлива в стране в январе-мае 2022 года составило 46,9 млн тонн, что на 5,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
Таким образом, есть все возможности нарастить поставки энергетического угля в Евросоюз из Каспийского региона.
Азербайджан, который сегодня на 100% отказался от угля в генерации электроэнергии, может помочь странам ЕС обеспечить энергетическую безопасность и посредством этого самого "не зеленого" вида топливо, к отказу от которого многие годы призывали власти Евросоюза.