БАКУ, 2 авг — Sputnik. Одним из приоритетов развития экономики Азербайджана и ее диверсификации правительство называет увеличение экспорта, в частности - ненефтегазового и несырьевого.
Среди прочего, для увеличения азербайджанского экспорта в страны-партнеры идет работа по облегчению таможенных процедур и заключению договоров о специальном торговом сотрудничестве.
В этом смысле очень эффективным является договор о преференциальной торговле – у Азербайджана уже имеются такие соглашения с Турцией, Россией, Грузией, Украиной, Казахстаном и Туркменистаном. Кроме того, определенный прогресс в этой области достигнут с Ираном – стороны ожидают подписания соответствующего соглашения в ближайшее время.
Азербайджан намеревается расширить преференциальную зону с основными странами-партнерами, заявил на прошлой неделе представитель Государственного таможенного комитета Азербайджана Фуад Мамедов.
По его словам, планируется нарастить преференциальную торговлю в два раза, с тем, чтобы она охватила до 20 государств.
Звучит хорошо, но эффективно ли?
Комментируя возможность увеличения числа стран-партнеров, доктор экономических наук, профессор экономики, заведующий кафедрой Университета "Одлар Юрду" Эльшад Мамедов заметил, что расширение географии преференциальной торговли - не всегда хороший тренд в экономике страны.
"С сожалением приходится констатировать, что чиновники зачастую делают заявления, связанные с хорошо звучащими, но малоэффективными направлениями и тезисами. Если смотреть поверхностно, то подписание соглашений о преференциальной торговле с большим количеством стран может выглядеть как достижение", - рассказал Мамедов Sputnik Азербайджан.
На самом деле, отметил экономист, закономерности экономики, пусть и где-то суровы, но больше близки к реалистическому анализу, а не к абстрактным выкладкам.
"Поэтому нужно трезво подходить, на основе грамотного экономического анализа, к таким важным вопросам, как вопросы развития и совершенствования внешней торговли", - добавил экономист.
По мнению эксперта, вводить преференциальную торговлю нужно, в первую очередь, с теми регионами, которые являются для Азербайджана основными рынками сбыта. А для нашей страны с точки зрения несырьевых поставок основными экспортными направлениями являются Россия и постсоветское пространство.
"С ними, то есть с крупнейшими потенциальными рынками сбыта, уже есть соответствующие соглашения. И если речь идет о том, чтобы просто расширять географию внешнеторговых партнеров, с которыми у нас преференциальное соглашение – то, на мой взгляд, это очень примитивный, поверхностный и вредный подход", - заявил собеседник Sputnik Азербайджан.
Конец импортозамещению и рост потребительских кредитов
По словам Мамедова, если объективно рассматривать ситуацию, которая складывается в течение последних десятилетий на внешнеторговом треке, то достижение режима преференциальной торговли, например, со странами Европейского союза или с рядом других стран, может привести в первую очередь к тому, что торговые партнеры Баку получат здесь дополнительный комфортный рынок сбыта.
Поэтому, добавил экономист, нужно осторожно и адекватно подходить к вопросу разработки внешнеторговой политики.
"Какая преференциальная торговля может быть у нас, к примеру, с Евросоюзом? Она будет приводить к тому, что наш рынок станет заполняться продукцией из ЕС, и это будет приводить к росту потребительского кредитования, а также росту утечки валюты из страны", - рассказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Также и если речь идет о преференциальной торговле со странами Азии - это заполнит азербайджанский рынок импортной продукцией, что является негативным трендом для импортозамещения.
"Готов ли азербайджанский реальный сектор экономики экспортировать в те страны конкурентоспособную продукцию? С нынешней стоимостью оборотных средств (процентами по бизнес-кредитам) может ли наш бизнес конкурировать на внешних рынках с производителями тех стран? Так что прежде нужно обдумать все это и подходить к таким задачам со взвешенной позицией", - заключил Мамедов.