БАКУ, 1 авг — Sputnik. Президент РФ Владимир Путин утвердил 31 июля "Морскую доктрину Российской Федерации".
Аналогичный документ от 17 июня 2015 года признается утратившим силу.
В новой Доктрине уточняются национальные интересы, вызовы и угрозы нацбезопасности России в Мировом океане.
"Национальные интересы Российской Федерации как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан и Каспийское море", - говорится в документе.
Отдельно в доктрине выделяется каспийское направление, в частности, сотрудничество России с прикаспийскими государствами – Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном.
Каспийское море
© © РИА Новости, Инфографика
В документе говорится, что РФ намерена укреплять свое экономическое и геополитическое положение в Каспийском регионе, углублять экономические, военные и культурные связи с государствами этого региона.
Одним из российских приоритетов в рамках доктрины станет формирование современного нефтегазодобывающего комплекса в российском секторе акватории Каспия и береговой транспортной инфраструктуры в рамках требований экологической безопасности. Наряду с этим, документ предполагает включение месторождений на Каспии в систему подводных трубопроводов.
Одной из задач также станет модернизация и повышение пропускной способности российских морских портов, а также автомобильных и железнодорожных подходов к ним с целью увеличения перевозок водой экспортных и импортных грузов, диверсификации направлений, расширения объемов и способов поставок товаров и услуг на внутренние и внешние рынки морским транспортом.
РФ также планирует повышать эффективность мер по сохранению и воспроизводству водных биоресурсов и развивать интегрированные формы рыболовства.
Доктрина также предполагает сотрудничество с прикаспийскими странами в области гидрометеорологии и мониторинга морской среды.
Наряду с этим, Россия планирует организовать трансграничное сотрудничество в сфере туризма в целях организации каспийских морских круизных маршрутов.
Интерес РФ к Каспию
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что столь высокий интерес к морю связан, в первую очередь, с уникальностью Каспия, так как это единственный для России внутренний безконфликтный водоем с четверкой союзнических стран.
"На Каспии локально сконцентрированы все возможности для экономического и военно-технического влияния на макрорегион Центральной Евразии: от Ближнего Востока и Центральной Азии до Черного и Средиземного морей", – подчеркнул эксперт.
При этом, добавил Караваев, все вопросы – поставки нефти, газа, зерна, продуктов нефте и газохимии - решают исключительно "местные", без прямого влияния внешних игроков.
"Учитывая ракетное вооружение Каспийской флотилии, Россия может оказывать влияние на Персидский залив и Черное море. Это своего рода зонтик безопасности для экономической деятельности союзных с Россией стран", – подчеркнул специалист.
Возможность для Азербайджана
Научный сотрудник Института экономики РАН предполагает, что модернизация и повышение пропускной способности российских портов на Каспийском море придаст толчок росту товарооборота России с прикаспийскими государствами, в том числе и с Азербайджаном.
Но эксперт сразу же добавил "ложку дегтя", указав вместе с тем на наличие проблем неготовности инфраструктуры, самих портовых хозяйств и судового транспорта, у российской стороны.
"Есть острая необходимость развития паромного флота, контейнерных перевозчиков, балкеров", – рассказал Караваев.
По его словам, на фоне 30% падения общего объема перевалки грузов в каспийских портах РФ в первом полугодии идет прирост в обороте контейнеров.
"Перевозка по международным транспортным коридорам требует развития именно контейнерной инфраструктуры. В этом плане есть смысл кооперации российского и азербайджанского судостроения. У Азербайджана есть такая возможность", – указал специалист.
Точки взаимодействия "каспийской пятерки"
Караваев не исключил также, что прикаспийские государства будут налаживать энергетическое сотрудничество в масштабах энергокольца вокруг Каспия. Он отметил и потенциал взаимодействия промышленных парков.
"Продолжится также синхронная модернизация меридианных магистралей, как железнодорожных, так и автомобильных – дороги после приграничных стыков должны быть одного уровня качества и эксплуатации", – подчеркнул научный сотрудник.
Коснувшись темы совместных проектов в сфере науки, Караваев указал на ожидаемое продолжение создания международного центра по проблемам Каспийского моря совместно с Академией наук РФ и другими прикаспийскими странами.