БАКУ, 27 июл — Sputnik. На заседании Тарифного (ценового) совета накануне был рассмотрен запрос компании SOCAR на пересмотр тарифов на поставку бензина и дизельного топлива оптовым и розничным продавцам. На нем были утверждены внутрифирменные, снабженческие, оптовые и розничные тарифы на производимые и реализуемые в стране нефтепродукты.Sputnik Азербайджан обратился за комментариями к экономистам, которые объяснили, что означает это решение, чем оно продиктовано и вызовет ли рост розничных цен на топливо.
Тариф на розничную продажу бензина и дизельного топлива сохранен на нынешнем уровне 1,0 манат/литр и 0,80 манат/литр соответственно, при этом было решено целесообразным изменить тарифную цепочку и определить тарифы на поставку для оптовой и розничной реализации отдельно.
Согласно решению, оптовый тариф на поставки бензина и дизельного топлива повышен с 18 манатов за тонну до 20 манатов за тонну, по АЗС – со 100 манатов за тонну до 108 манатов за тонну, тариф на транспортировку этих продуктов по трубопроводам установлен на уровне 3 манатов за тонну.
Многие эксперты уверены в том, что новое решение повышает вероятность аналогичного изменения в сторону роста и розничных цен на топливо. Экономист Натиг Джафарли убежден, что оно неминуемо приведет к увеличению операционных расходов производителей.
"То есть, оно напрямую повлияет на операционные расходы компаний, но не повлияет на розничную продажу бензина и дизтоплива. Эти цены регулируются Тарифным советом. Но этот шаг можно воспринимать и как сигнал к тому, что через некоторое время компании могут обратиться в Тарифный совет с просьбой пересмотреть и розничные цены, в связи с тем, что их операционные расходы выросли и это привело к определенным проблемам", - полагает эксперт.
Возможно, что в ближайшем будущем это определенным образом повлияет на регулируемые государством цены и они изменятся. По мнению экономиста, новое решение увеличивает вероятность будущих решений по розничным продажам.
"Это решение является попыткой перехода на новую модель управления, то есть создание внутрифирменной конкуренции", - сказал Джафарли.
Ради прозрачности расчетов
Экономист Халид Керимли сказал Sputnik Азербайджан, что новым решением ТС определена доля структур в цепочке ценообразования.
"Ранее транспортные, снабженческие, складские и закупочные цены в структуре определялись в общей форме. Но теперь доля каждой структуры в тарифной цепочке определена отдельно. Это связано с регулированием и не влияет на розничные продажи. Новое решение приведет к прозрачности расчетов и отчетности между структурами, организующими производство и реализацию топлива", - сказал Керимли.
Как отметил эксперт, рост розничной цены на бензин АИ-92 будет зависеть от решения правительства.
"В настоящее время цены на топливо выросли. Себестоимость бензина АИ-92 и дизельного топлива увеличилась. Если их цены вырастут, инфляция увеличится. В настоящее время правительство не идет на повышение цен, чтобы не увеличивать инфляцию и не ухудшать социальное положение населения. Однако в настоящее время есть основание поднять розничную цену на топливо", - сказал Керимли.
Доходы производителя уменьшатся, доходы поставщика - увеличатся
Экономист Самир Алиев также отметил, что решение ТС не предполагает повышение розничных цен на бензин (АИ-92) и дизтопливо.
"Данное решение подразумевает снижение доходов производителя и увеличение доходов поставщиков и розничных торговцев. Так, с 1 августа прибыль производителя, продающего бензин АИ-92, уменьшится на 6 манатов за тонну, прибыль поставщика вырастет на 2 маната за тонну, а прибыль АЗС увеличится на 8 манатов за тонну. Согласно решению, производственная цена каждой тонны бензина АИ-92 снизилась с 695,75 маната до 689,78 маната, а прибыль поставщика увеличилась с 18 манатов до 20 манатов. Похожая ситуация и с дизельным топливом. Только производителю придется продавать дизтопливо на 7,2 маната дешевле, то есть за 574,69 маната за тонну", - объяснил Алиев.
Изменение не коснется розничных цен на бензин и дизтопливо
В ТС заявили, что изменение тарифов на оптовые поставки бензина и дизтоплива никак не отразится на розничной цене, и они останутся без изменений.
Согласно решению ТС, которое действовало до недавнего времени, оптовый тариф (включая тариф поставки) нефтепродукта применялся с учетом всех затрат, связанных с транспортировкой до розничной точки реализации. Поскольку в тариф на поставку включались как расходы на хранение и транспортировку для оптовых торговых точек, так и стоимость доставки до розничных торговых точек, это приводило к возникновению споров между субъектами в зависимости от вида оказания услуг и нарушению финансовой дисциплины.
По данному вопросу была проведена соответствующая аналитическая работа, и в целях исключения таких ситуаций розничный тариф на бензин и дизельное топливо сохранен на действующем уровне 1,0 манат/литр и 0,80 манат/литр, а изменения были внесены в тарифную цепочку, поскольку было признано целесообразным отдельно определить тарифы на поставку для оптовой и розничной реализации.
Напомним, что в ночь с 12 на 13 июля текущего года розничная продажа бензина премиум-класса АИ-95 стала осуществляться за 2,00 AZN, а АИ-98 - за 2,30 AZN.
В настоящее время только 9% потребляемого в стране бензина приходится на бензин марок АИ-95 премиум и АИ-98 супер. Резкий скачок цен на нефть, наблюдаемый с прошлого года, а также значительный рост транспортных расходов на фоне инфляции в мире, являются одними из самых больших факторов, определяющих изменение этих цен.
Цены на топливо в Азербайджане в последний раз менялись в январе прошлого года. На заседании Тарифного совета 4 января 2021 года розничная цена бензина АИ-92 была установлена в размере 1,0 маната за литр, а розничная цена дизельного топлива – в размере 0,80 маната за литр. Учитывая экологический вред от использования дизельного топлива, разница в цене была уменьшена с целью перехода на большее потребление бензина.
Такое решение Тарифный совет принял с учетом государственной политики в направлении доведения качества производимых нефтепродуктов до высоких европейских стандартов, в целях улучшения экологической обстановки, продолжения работ по реконструкции и модернизации в нефтеперерабатывающей отрасли, сокращения количества регулируемых цен, формирования рыночных отношений.