БАКУ, 17 июл — Sputnik. Почти все учебники для средней школы в Азербайджане подготовлены и представлены в аудиоформате. Цель проекта – способствовать обучению детей с нарушениями зрения.
Об этом рассказал Sputnik Азербайджан автор проекта Нофель Ширинов - доцент Института востоковедения Национальной академии наук Азербайджана, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №19 Кельбаджарского района.
Аудиоучебники в Азербайджане впервые стали выпускать в 2018 году, в рамках Третьего грантового конкурса по развитию и инновациям в образовании, проводимого министерством образования.
"Сначала мы подготовили учебник литературы для шестого класса. Затем продолжили проект совместно с фондом "Евразия". Были записаны аудиоверсии учебников литературы для пятого и седьмого классов. После этого на средства гранта Минобразования создали сайт sesliderslik.az и разместили на нем аудиоучебники, записанные с помощью "Евразия"", - сказал Ширинов.
По его словам, мобильное приложение для прослушивания аудиоучебников разрабатывалось на средства, полученные в ходе четвертого грантового конкурса.
"В 2021 году мы записали аудиоучебники по литературе для пятых-одиннадцатых классов, кроме десятого - поскольку литература для десятого класса должна была обновиться. Мы представили в министерство образования как улучшенные издания других учебников по литературе, так и новые издания. Файлы также были размещены на сайте sesliderslik.az", - сказал автор проекта.
Ширинов отметил, что помимо сайта, эти аудиоучебники были добавлены на платформу YouTube в формате видео. И судя по количеству просмотров как с сайта, так и на видеохостинге, можно сказать, что интерес к этому проекту достаточно высок.
Рассказывая о том, как пришла идея проекта, Ширинов отметил, что задумался об этой инициативе еще во время учебы на магистра в Турции. Там в одной группе были слабовидящие студенты, которые вообще не владели алфавитом Брайля.
"Я был очень удивлен, как они дошли до этого уровня магистратуры, не зная алфавит Брайля. Оказалось, что их "глазами" были их зрячие братья и сестры. И тогда я подумал, что не у каждого слепого ребенка могут быть сестры или братья, или другие члены семьи, которые бы помогали ему учиться. Поэтому и было решено сделать учебники и другой учебный материал более доступным для незрячих учащихся школ, разработав книги в аудиоформате на профессиональном уровне", - сказал доцент института.
Дети с нарушениями зрения, проживающие в регионах или пригородах Баку, не могут посещать предназначенные для них библиотеки. Они не в полной мере обеспечены учебниками, а поскольку процесс их печати с использованием алфавита Брайля довольно сложный и затратный, организаторы проекта выбрали именно аудио-способ помочь незрячим детям.
"За время существования проекта мы не раз были свидетелями того, что не только незрячие, но и другие учащиеся также могут извлечь пользу из аудиоучебников", - отметил Ширинов.
По его мнению, проект, связанный с аудиоучебниками, положительно влияет на развитие у детей способности говорить, а также слушать и понимать. Ширинову, как автору различных проектов такого типа, в рамках одного из них удалось создать аудиоверсии книг для внеклассного чтения.
"В рамках нашего проекта "1001-голосовая история", который был поддержан Фондом Гейдара Алиева, были записаны аудиорассказы из книг для внеклассного чтения. В целом, как координатор проекта "Аудиобиблиотека", могу отметить, что мы записали более 50 различных произведений народов мира", - сказал Ширинов.
Кроме литературы, были озвучены учебники и по другим школьным предметам. После того, как был создан портал аудиоучебников, Минобразования подготовило материалы по предмету "История" в аудиоформате.
"Эти учебники были добавлены на портал e-derslik.edu министерства. Подготовленные нами записи также добавлены в этот портал. Здесь можно найти и учебники на английском языке. У сайта также имеется мобильное приложение", - отметил автор идеи.
Эксперт говорит, что аудиоучебники можно было бы выпустить и по техническим предметам, в частности, его коллеги-преподаватели в рамках грантов подготовили в аудиоформате учебники по химии, биологии, физике.
Специалист подчеркнул важность подготовки аудиоучебников для незрячих детей, которые учатся в начальных классах, но, по его словам, это дело будущего, и пока он и его команда не работают в этом направлении.
Отметим, что расположенная в столице республиканская специальная школа-интернат №5, предназначенная для детей с нарушениями зрения, действует с 1936 года. Нынешнее здание школы было построено в 1961 году. После реконструкции и реставрационных работ по распоряжению президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой в 2006 году здание было сдано в эксплуатацию.
В школе-интернате обучается 306 учеников, 135 из них - на постоянной основе. Следует отметить, что в прошлом году школу окончили 50 человек, один из них был принят в Бакинскую Высшую школу нефти, еще шесть выпускников поступили в другие вузы.