После введенных санкций, экономика России, вопреки ожиданиям Запада, не стала тормозить, а показала довольно неплохие результаты, тем более, по сравнению со спадом экономики западных стран. Так, из-за ограничений на экспорт энергоресурсов, Россия перенаправила свои поставки углеводородов в сторону Азии, и в результате удвоила свои доходы от продажи нефти в период с февраля по май текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кроме того, комплекс мер, принятых российским правительством, позволил не только укрепить национальную валюту, но и увеличить экспорт из страны по ряду наименований товаров и сырья.
Боясь репутационных рисков, российский рынок покинули около 150 крупных иностранных брендов, работающих в разных отраслях экономики. Однако и тут российское правительство подготовило проект минимизации последствий ухода брендов – в РФ запущена программа импортозамещения, которая позволит заполнить ниши ушедших компаний и одновременно снизить зависимость страны от внешних поставок ряда наименования товаров.
По словам первого заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова, отраслевые планы текущего импортозамещения в России актуализируются уже сейчас и могут быть представлены правительству осенью 2022 года. В начале июня премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что Минцифры РФ должно подготовить предложения по созданию индустриальных центров компетенций для импортозамещения в ключевых отраслях.
Пострадает ли Азербайджан?
По мнению доктора экономических наук, профессора экономики, заведующего кафедрой Университета "Одлар Юрду" Эльшада Мамедова, уход некоторых брендов из России сказывается в целом на товарообеспечении в регионе, так как очень многие бренды, построив свои производственные мощности на территории РФ, в дальнейшем распространяли эту продукцию и в соседние страны, в том числе в Азербайджан.
"В этом плане имеются проблемы, и они еще будут иметь место. Но, дело в том, что сегодня заменимость товаров находится на достаточно высоком уровне, тем более если учесть развитие производственных процессов на территории Юго-Восточной Азии, в том числе в Китае. И говорить о каком-то системном товарном дефиците не приходится", - сказал Мамедов Sputnik Азербайджан.
Окно возможностей
С другой стороны, считает экономист, нужно иметь в виду, что нынешняя ситуация, связанная с уходом с российского рынка определенных известных компаний, открывает окно возможностей не только для России, но и в целом для стран региона.
"Около трех десятилетий мы фактически находились в технологической зависимости, и те самые бренды заполнили региональный рынок. Их уход, на мой взгляд, создает возможности для формирования мощных инвестиционных потоков, в значительной степени направленных на развитие реального сектора в нашем регионе", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Мамедов напомнил, что в 90-е годы в регионе была потеряна производственная инициатива, и эту инициативу подхватили западные внешнеэкономические партнеры, которые завоевали огромные рынки сбыта для своей продукции. Эти рынки сбыта стимулировали их инвестиции и производство. Сегодня же регион получает отличные возможности для развития реального сектора экономики, убежден экономист.
Экономическая интеграция – главное условие
Однако, по мнению Мамедова, для реализации возможностей сегодня нужны технологичная кооперация, региональная и экономическая интеграция. Создание производственных мощностей в нашем регионе – одна из основополагающих задач экономических блоков правительств Азербайджана и России, считает эксперт.
"Если удастся на основе технологичной кооперации создать совместные мощные инвестиционно-ориентированные производственные центры, то уже в среднесрочной перспективе наш регион может выйти на важные позитивные показатели по импортозамещению и по обеспечению занятости в плане высококвалифицированных рабочих мест. Мы можем достичь очень внушительных результатов. Это в целом позволит региону выйти на эквивалентный внешнеторговый обмен с остальным миром", - сказал Мамедов.
Экономист убежден, что главное условие для этого - региональная и экономическая интеграция, синхронизация экономической политики в странах региона.
"В контексте решения данных вопросов мы должны предпринимать реальные шаги по Евразийской экономической интеграции, по укреплению экономической интеграции в регионе. Сотрудничество Азербайджана и России должно идти в экономическом треке по нарастающей", - подчеркнул экономист.
В то же время, считает Мамедов, для обеспечения устойчивости и опережающего характера развития национальных экономик двух стран, необходимо углублять экономическую интеграцию Азербайджана с РФ и другими странами региона.
Как уходили бренды
Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец рассказал Sputnik Азербайджан, что разные иностранные компании и бренды в истории с уходом из России повели себя по-разному.
"Были компании, которые хлопнули дверью и сказали - "мы больше здесь не работаем, ни при каких обстоятельствах". Но таких меньшинство – всего пара десятков брендов. Остальные в основном работают, как работали – таких много, особенно среди малых и средних западных предприятий", - сказал он.
Есть еще одна группа, которая решила воспользоваться теми возможностями, которые были предложены российским правительством - к этим компаниям относятся так же, как раньше, никто не чинит им препятствий для деятельности. Но при этом, для того, чтобы показать свою лояльность Западу, они "приспускают свои флаги" на российском рынке, но передают свои мощности, в том числе заводы, местному менеджменту и капиталу.
"По этому пути пошли очень многие компании – те предприятия, которые производили здесь какую-то продукцию, продали свой бизнес российским предпринимателям, и они остаются полноценными производителями той продукции - без разницы, выпускаются эти товары под их брендом или нет. И если качество продукции не изменилось, но бренд передан в пользование вместе со всем бизнесом российскому владельцу, эта продукция продолжает экспортироваться в Азербайджан. Здесь возникает вопрос - готов ли азербайджанский потребитель получать тот же продукт под другим названием?" - отметил Зубец.
Но есть и такие случаи, когда бренды уходят и забирают все производство, а также отказываются поставлять комплектующие. Так было с производством бумаги – большие российские заводы, выпускающие бумагу под разными брендами, сохранились, но бывший хозяин этого бренда больше не поставляет отбеливающую пасту для этой бумаги в России, поэтому некоторое время наблюдался ее дефицит, пока не нашлась замена в РФ.
Производство зарубежной продукции в АР
По мнению экономиста, если владелец того или иного бренда готов поставлять комплектующие для производства продукции в Азербайджан, тогда есть возможность восстановить производство тех товаров, которые необходимы России, на территории республики. Эта продукция могла бы поставляться на российский рынок и заполнять ниши, которые возникли после ухода иностранных партнеров.
"Почему бы и нет?! Я считаю, что такая постановка вопроса абсолютно возможна и для РФ - это оказалось бы серьезным подспорьем в преодолении санкций, последствия которых ощущаются на российском рынке", - сказал Зубец.
При этом, отметил экономист, есть определенные пробелы на российском рынке, например, по напиткам. Некоторые крупные компании - производители известных брендовых напитков, заявили о том, что уходят из РФ. Российские производители сказали, что могут выпускать аналоги, и эти аналоги, наверное, будут не хуже, чем "исходники", убежден эксперт.
Но, с другой стороны, есть люди, которые готовы покупать только брендовые напитки и не купят их российские аналоги. В этих условиях организация производства в соседних государствах, где достаточно легкая логистика и при этом имеются нормальные отношения со странами, где находятся держатели патентов этих брендов и технологий, - вполне реальный вариант, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
"Развитие такого рода производства в соседних с РФ государствах может стать одним из способов сохранения стабильности рынков промышленной продукции", - подчеркнул Зубец.
Транспортные логистические центры в Азербайджане
По словам экономиста, сегодня существует проблема с рядом автомобильных брендов, которые не хотят работать с российским рынком, но при этом необходимо поддерживать те машины, которые уже ездят по российским дорогам. А для этого нужны логистические центры для поставок запчастей.
"Раньше такие центры располагались в Финляндии, и оттуда уже продукция распределялась по РФ. Что мешает организовать такие же центры для поставки тех же запчастей для различных секторов экономики РФ в соседних странах?" - отметил Зубец.
Эксперт добавил, что у всех соседей России, в том числе Азербайджана и Казахстана, на сегодняшний день появляется достаточно серьезная рыночная ниша, которую они могут заполнить.
"Занять эти ниши можно следующим образом. Первое – это поставлять через свою инфраструктуру и национальную транспортную сеть эту продукцию в качестве параллельного импорта в РФ и зарабатывать на этом комиссии. Второй вариант – создание производств, которые строились бы при участии российского, азербайджанского, турецкого, или любого другого капитала, для того, чтобы производить необходимую продукцию у себя - на территории страны, а дальше поставлять ее в РФ", - предложил Зубец.
Все эти варианты, по его мнению, – это вопрос политических договоренностей, причем договоренностей между первыми лицами разных стран: "И я думаю, что у такого варианта есть хорошая перспектива развития".