БАКУ, 11 июл — Sputnik. Многие туристические агентства на уикенды и праздники организуют недорогие автобусные туры в живописные уголки республики. Они предлагают и однодневные туры за очень небольшие деньги. Доступный отдых - это прекрасно, но необходимо учитывать и вопросы безопасности...
Экскурсия в Лерик за 18 манатов
Во время проведенного исследования корреспондент Sputnik Азербайджан натолкнулась в Интернете на рекламу турфирм, предлагающих дешевые поездки по районам в дни Гурбан байрам.
К примеру, одна из местных компаний всего за 18 манатов организует однодневную экскурсию по Лерику. При этом компания обещает "комфортабельный автобус, экскурсовода, веселые игры-викторины, прогулки, завтрак и чай".
Другая турфирма предлагает рейс Лянкяран-Лерик за 20 манатов. Туристов ждет "комфортабельный транспорт, приветливый экскурсовод, завтрак, чай, развлечения и веселые викторины в пути". Путешественникам обещают показать Лянкяранскую крепость, знаменитый "Самовар", озеро Ханбулан, водопады Гюнеш и Шивякяран, экскурсию в Мешебей.
Предложения турфирм звучат, конечно, заманчиво, тем более что за недорого желающих поехать в эти туры найдется немало. Но, увы, многие путешественники в итоге сталкиваются с тем, что принято называть "мечты vs. реальность", или, другими словами, попросту разочаровываются, потому что уровень сервиса оказывается "ниже некуда".
Реальность отличается от обещаний
Недовольна обслуживанием на внутренних турах жительница Баку Наиля Мамедова. Собеседница Sputnik Азербайджан рассказала, что заплатила 30 манатов одной из турфирм за поездку в однодневный тур Баку-Лерик, которая состоялась 26 июня. И хотя за эту сумму компания обещала комфортный проезд, завтрак, обед в деревенском доме и экскурсию к водопаду, на самом деле она предоставила лишь малую часть заявленных услуг.
"В объявлении было написано, что проезд будет комфортным, но автобус, в котором мы ехали, был очень неудобным. Ни завтрака, ни обеда нам не дали. Хорошо, что мы взяли с собой в дорогу немного еды – это и был наш перекус", - сказала Мамедова.
По ее словам, днем в одной из деревень туристам подали только немного сыра "мотал". Их обещали довезти то Чайруда, но так и не довезли. Руководитель тура заявил, что автобус не сможет подняться в гору из-за плохой дороги.
Туристам пришлось скидываться, чтобы заплатить местным жителям, которые на своих авто повезли их в гору. Помимо этого, в группе не было гида, и потому путешественникам пришлось самим ходить по горным тропам. Иными словами, за безопасность туристов никто не отвечал, они оказались предоставлены сами себе.
В прошлом месяце другая жительница Баку, Сабина Гасанова заплатила одной из турфирм 28 манатов и поехала в тур "Исмаиллы-Лагыч". Как и во всех остальных компаниях, "специализирующихся" на внутреннем туризме, здесь также обещали интересные экскурсии, завтрак, комфортабельный автобус, веселые игры и фотосессию.
Но из всего перечисленного, по словам Гасановой, дали только завтрак. Кроме того, в дороге были частые вынужденные остановки, потому что транспорт барахлил. Ни веселых игр, ни фотосессии не было вообще.
"Нам обещали экскурсию с приветливым гидом, но гид почти всю дорогу спорил с участниками экскурсии. Из-за поломки автобуса мы доехали до места назначения не утром, а днем. И никто перед участниками тура не извинился за все эти неудобства", - сказала Гасанова.
Таким образом, исходя из опыта многочисленных туристов, уже побывавших в таких поездках, лучше досконально изучить все на месте, прежде чем отправляться в путь, иначе можно будет пожалеть о потраченном времени и деньгах на неудачную поездку - и это в лучшем случае, ведь изношенный транспорт и невнимание гида чреваты опасностью для здоровья и жизни отдыхающих.
Проблемы с внутренними турами
Эксперт по туризму Джейхун Ашуров рассказал Sputnik Азербайджан, что во время внутренних туров часто случаются неприятные инциденты. По его словам, авария с автобусом турфирмы, который в прошлом месяце возил родителей и школьников на отдых, актуализировала вопрос безопасности на внутренних поездках.
Напомним, месяц назад, 12 июня пассажирский автобус, следовавший из Габалы в Баку, на 108-м километре дороги в Шамахы, на территории под названием "Аджыдере", попал в аварию. Водитель Парвиз Гулиев потерял управление, в результате произошло ДТП. Находившиеся в автобусе учащиеся бакинской школы № 279, их классный руководитель и родители, получили травмы различной степени тяжести.
"Фирмы, организующие внутренние туры, не страхуют туристов. Автобус, в котором собираются перевозить отдыхающих, должен быть исправным, в хорошем состоянии, а его водитель, безусловно, должен быть профессионалом. Очень жаль, что большинство туркомпаний арендуют автобусы, заботясь, прежде всего, не о комфорте пассажиров, а о том, чтобы сэкономить на транспорте", - сказал Ашуров.
Избегайте дешевых туров!
Эксперт говорит, что большинство компаний, организующих внутренние туры, это фирмы-однодневки, у многих из них нет даже офиса.
"Поэтому при покупке туров граждане должны изучить данные компании и учитывать предыдущие отзывы о них. Большинство турфирм организуют поездки внутри страны по минимальной цене, обещая клиентам многое. Но имейте в виду, что чем дешевле тур, тем выше риск!", - сказал Ашуров.
Туристические компании обязаны предоставить подробную информацию желающим отправиться в тур, то есть они должны заранее уточнить, в каком ресторане будет обед, что будет в меню, где остановятся на чай и другие вопросы, чтобы клиенты знали, как будут организованы их поездка и отдых.
Эксперт призвал туристов избегать дешевых туров. По его словам, такая экономия может стоить здоровья и даже жизни.
Компании организуют туры по цене проезда
Далеко не на всех внутренних турах качество обслуживания туристов низкое, возразил в беседе со Sputnik Азербайджан глава одной из местных компаний Агиль Агаларов. По его словам, в основном много проблем именно с дешевыми турами.
"Самый дешевый тур на короткое расстояние, включая завтрак, не может стоить меньше 22 манатов на человека. Такие поездки мы организуем из Баку в Шамахы. А некоторые фирмы предлагают такой тур за 15-18 манатов. Конечно, там и будут проблемы", - сказал предприниматель.
Стоимость проезда в новых автобусах высокая, от нее и "пляшут" при ценообразовании тура, отметил Агаларов: "Некоторые водители автобусов сами собирают туристов. Поэтому туристы должны учитывать и это. И хотя, конечно, от аварий никто не застрахован, безопасность туристов должна быть обеспечена на уровне".
Почему клиенты на внутренних турах не страхуются?
Как отметил руководитель туристической компании, внутренние туристы в Азербайджане, как правило, не застрахованы, потому что страховые компании в этом не заинтересованы.
"Если туристическая компания заключает договор со страховой компанией, цена пакета растет. Вообще на внутренних турах много не заработаешь. Мы организуем их просто для того, чтобы сформировать собственную клиентскую базу, чтобы сделать компанию узнаваемой на рынке, потому что конкуренция в отрасли очень большая", - сказал Агаларов.
Собеседник Sputnik Азербайджан советует потенциальным туристам прежде всего обращать внимание на профессионализм компании и на отзывы о ее деятельности. Он подчеркнул, что в поездках, организуемых профессиональными туристическими фирмами, всегда есть гиды.
Клиентам предоставляется обширная информация о местах, куда организуется тур, и программе путешествия. Что касается точек общепита в путешествии, то турист должен быть заранее проинформирован о ресторане, где будет подаваться завтрак или обед.
"К сожалению, туристам, путешествующим на автобусе, в ресторанах не рады. Рестораны больше ориентируются на клиентов, которые приезжают на собственном автомобиле. Поэтому мы в основном возим клиентов в те рестораны, с которыми сотрудничаем, чтобы таких проблем не возникало", - подытожил руководитель туркомпании.