БАКУ, 10 июл — Sputnik. Поскольку сухопутные границы Азербайджана остаются закрытыми, в стране отмечается рост внутреннего туризма. При этом для поездок в популярные туристические зоны приоритетом остается автомобильный транспорт, а не железнодорожный.
И хотя путешествовать поездом гораздо комфортнее и быстрее, многие туристы не используют эту возможность по объективной причине - движение поездов, приостановленное на время пандемии, в Азербайджане до си пор не восстановлено.
Открытие железнодорожного вокзала в Габале и однолинейной железной дороги ст. Ляки-Габала
© Official website of President of Azerbaijan Republic
Sputnik Азербайджан исследовал вопрос влияния железнодорожного сообщения с регионами на развитие в них туризма.
"До Габалы есть линия скоростного поезда, но мы ездим туда на такси"
Пярвин Мисирова говорит, что этим летом планирует отдохнуть в Габале. Однако, поскольку в семье четверо человек, дорожные расходы для них - поскольку придется воспользоваться такси - составят, по ее оценкам, 160 манатов за поездку туда и обратно.
По ее словам, хотя она и была рада известию об открытии железной дороги в Габалу, отсутствие железнодорожной ветки до места, куда она собирается, вынуждает ее и других отдыхающих, не имеющих личного автотранспорта, пользоваться услугами частников. Разумеется, это увеличивает расходы на поездку.
В туристические районы должны пролечь линии скоростных поездов
Туристы во всем мире предпочитают путешествовать железнодорожным транспортом, рассказал Sputnik Азербайджан председатель экспертного совета Ассоциации туристических агентств Азербайджана (ATAA) Гёйдяниз Гахраманов.
Особенной популярностью пользуются современные скоростные поезда. Эксперт отметил, что и в Азербайджане следовало бы построить в туристические регионы линии, по которым бы курсировали скоростные поезда.
"У нас есть некоторые регионы, куда можно добраться за 6-7 часов. Поездка туда на скоростном поезде сэкономила бы туристам и время, и деньги, и была бы во всех смыслах гораздо комфортнее. Поэтому в районах, в которых мы хотим развивать туризм, должна быть создана удобная дорожная инфраструктура и транспортное обслуживание", - считает Гахраманов.
По его словам, сегодня туристы предпочитают отдыхать в регионах, до которых можно доехать максимум за три часа. Но если бы в те места ходили скоростные поезда, то и поток отдыхающих стал бы расти.
Создание инфраструктуры для скоростных поездов и закупка пассажирских локомотивов, безусловно, требуют больших вложений, но они окупятся сторицей, поскольку положительно скажутся на развитии внутреннего туризма, считает эксперт.
В свою очередь, эксперт по туризму Джейхун Ашуров сообщил Sputnik Азербайджан, что в настоящее время к большинству популярных регионов Азербайджана подведены железные дороги. Строительство инфраструктуры скоростных поездов на базе этих путей может привлечь больше посетителей в регионы, где туризм развивается.
Он также отметил: к примеру, в Германии туристы предпочитают путешествовать поездами в выходные дни, благодаря скидкам на скоростные поезда в уикенды. Это приводит к росту потока гостей в туристические регионы. Азербайджан может использовать подобный опыт.
Эксперт по туризму Джейхун Ашуров
© Sputnik / Nigar Iskanderova
"Также следует стимулировать поездки на поезде. Пассажирам могут быть предложены определенные пакеты скидок, чтобы туристам было выгодно пересесть с автомобиля на поезд, потому в целом поездки на скоростных поездах более привлекательны", - сказал Ашуров.
Турфирмы нужно привлекать к продаже железнодорожных билетов
Туристические агентства продают железнодорожные билеты в зарубежные страны, продолжает эксперт. Точно так же они могли бы работать с внутренними направлениями.
"Должна быть налажена правильная маркетинговая политика, обеспечивающая заполняемость поезда. Если это произойдет, то движение скоростных поездов будет выгодно и железной дороге, и туристам", - подчеркнул Ашуров.
В Лянкоране
© Sputnik / Rahim Muradov
Заведующий сектором развития регионального туризма Государственного агентства по туризму Эльгюн Джавадов сообщил, что однопутная железная дорога Ляки-Габала имеет важное значение для развития регионального туризма и укрепления туристического потенциала Шеки-Закатальского, Габалинско-Исмаиллинского экономических районов.
Он отметил, что Габала считается одним из основных туристических центров Азербайджана как для азербайджанских, так и для иностранных гостей.
"Габала считается одним из немногих мест, привлекающих туристов во все сезоны года. Потому что здесь достаточно возможностей как для зимнего, так и для летнего отдыха. Скоростные поезда позволят приезжать в Габалу круглый год", - сказал Джавадов.
Скоростной поезд везет пассажиров только в Гянджу
В настоящее время на скоростном поезде пассажироперевозки осуществляются только по рейсу Баку-Гянджа.
Поезд Баку-Гянджа
© Photo : © ADY-nin mətbuat xidməti
При этом с 19 марта 2022 года повышена стоимость проезда по данному маршруту - теперь она установлена в размере 20 манатов для стандартных мест и 33 маната для бизнес-класса, против 10 и 25 манатов ранее.
Для скоростной линии Баку-Габала поезда уже заказаны
В ЗАО "Азербайджанские железные дороги" в ответ на запрос Sputnik Азербайджан сообщили, что в настоящее время у акционерного общества имеется девять электропоездов, каждый из которых состоит из четырех вагонов, которые используются на Абшеронской кольцевой железной дороге, и на рейсах Баку-Гянджа и Баку-Сумгайыт
"ЗАО заказало еще десять поездов для расширения железнодорожного подвижного состава. Их планируется перегнать в страну в конце 2023 - начале 2024 годов. Новые поезда будут сданы в эксплуатацию на внутренних направлениях, в том числе на линии Баку-Габала", - рассказали в АЖД.
Напомним, что прошло более года с открытия Габалинского железнодорожного вокзала и односторонней железнодорожной линии Ляки-Габала.
Путь из Баку в Габалу имеет протяженность 311 км, а время в дороге составляет 3 часа 20 минут. На этой линии используется четырехвагонный двухэтажный скоростной поезд производства швейцарской компании Stadler Rail Group.
Поезд состоит из вагонов стандартного, бизнес-класса и первого класса. Общее количество мест в вагонах – 363, из них 293 стандартных, 61 бизнес-класса и 9 мест первого класса.