БАКУ, 5 июл — Sputnik. Дни поэзии Вагифа состоятся в городе Шуша с 13 по 15 июля, сообщили Sputnik Азербайджан в пресс-службе министерства культуры АР.
Союз писателей Азербайджана уже завершил подготовительные работы и в скором времени огласит программу проекта. Известно, что запланированы выступления перед мавзолеем Моллы Панаха Вагифа и в других исторических частях культурной столицы. Произведения выдающегося мастера слова будут декламировать известные артисты и поэты.
Дни поэзии Вагифа проводились в Шуше, начиная с 1982 года. Этой традиции положила конец оккупация армянской стороной территорий Азербайджана. В прошлом году, впервые после освобождения этих земель, проект был возрожден.
Мероприятие было организовано при поддержке Фонда Гейдара Алиева. В открытии принимали участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, первая леди Мехрибан Алиева и видные деятели азербайджанской литературы, культуры и искусства.
Путь известного поэта
Молла Панах Вагиф родился в 1717 году в деревне Салахлы в крестьянской семье. Учился с юных лет, овладел арабским и персидским языками. Из-за феодальных междоусобиц, которые вспыхивали на границе с Грузией, в 1759 году жители ряда сел Газаха переселились в Карабахское ханство. В их числе оказалась и семья Вагифа.
В городе Шуша поэт открыл школу для детей. Ему удалось наладить связь со многими влиятельными людьми, в том числе - с доверенным лицом карабахского хана Мирза Вели Бахарлы. Именно благодаря ему Вагиф познакомился с Ибрагим Халил-ханом, который решил привлечь поэта к управлению ханством.
Вначале его назначили церемониймейстером, позже он стал главным визирем, пробыв на этой должности до конца своих дней. Его популярность была настолько велика, что по сей день бытует поговорка: "Не всякий грамотей может стать Молла Панахом".
Когда к власти пришел Мамедбек Джаваншир, он сразу невзлюбил визиря своего предшественника. В 1797 году хан решил казнить Вагифа вместе с его сыном Алиагой.
После смерти писателя его дом был разорен, а рукописи уничтожены или расхищены. Тем не менее, ряд стихов сохранился в памяти ашугов, а некоторые люди даже собирали и переписывали его произведения в особые тетради — джунги.