БАКУ, 28 июн — Sputnik. В Азербайджане на днях прошла встреча министров иностранных дел и транспорта Азербайджана, Казахстана и Турции, в ходе которой стороны обсудили политические и транспортные связи между странами, а также перспективы развития отношений в трехстороннем формате.
Участники встречи назвали ее "исторической". В частности, глава азербайджанского МИД Джейхун Байрамов заявил, что она важна как с точки зрения трехсторонних, так и двусторонних контактов. По его словам, в нынешних условиях актуализировались вопросы создания прочных и удобных транспортных связей в регионе по всем направлениям, а также устранения имеющихся проблем.
Стороны рассмотрели условия использования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и расширение возможностей перевозки по ней грузов. Особое внимание было уделено продвижению Транскаспийской оптико-волоконной кабельной линии.
Байрамов указал, что объектом обсуждения стало также совместное сотрудничество на уровне Организации тюркских государств и Организации экономического сотрудничества.
Отдельной темой в дискуссиях шел разговор о значении Зангезурского коридора с точки зрения развития региона. Интерес к развитию этого маршрута выразили все участники.
Глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди по итогам заседания сообщил, что президент РК Касым-Жомарт Токаев планирует посетить Азербайджан в августе этого года.
Развитие стратегического коридора
В свою очередь, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что существует необходимость в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
"Транзит через Каспийское море имеет большое значение. Мы должны развивать инфраструктуру и коммуникационные связи", – указал турецкий дипломат.
По итогам встречи министры иностранных дел и транспорта Азербайджана, Турции и Казахстана подписали Бакинскую декларацию, которая подразумевает сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций.
"Министры заявили о необходимости полной эксплуатации новопредложенных коридоров, которые укрепят связи в регионе, включая создание железнодорожных и автомобильных маршрутов, отраженных в трехсторонних заявлениях Азербайджанской Республики, Армении и Российской Федерации от 9/10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года.
Министры заявили о важности развития коридора, связывающего Восточный Зангезур и Нахчыванскую Автономную Республику Азербайджана, как перспективной части Срединного коридора", – говорится в документе.
Актуальность трехстороннего формата
Встреча между Азербайджаном, Турцией и Казахстаном в таком формате проходит впервые, подчеркнул экономист Анар Азизов.
"Кроме того, интересен сам формат - что наряду с главами внешнеполитических ведомств встречаются и министры транспорта трех стран", – добавил он.
Актуальность этой встречи, в первую очередь, связана с геополитической трансформацией транспортных коридоров.
"Именно поэтому такие транзитные страны, как Азербайджан, Турция и Казахстан, заинтересованы в создании логистической системы, которая обеспечит безопасность и скорость транспортировки грузов. Напомню, что все три страны входят в проект международного транспортного коридора "Восток-Запад", поэтому им необходимо было провести определенную "сверку часов" того, что они будут делать, как будет формироваться пошлина", – пояснил Азизов.
Экономист считает, что первая встреча показала готовность Баку, Анкары и Нур-Султана активно взаимодействовать в рамках имеющихся, планируемых и будущих транспортных маршрутов, тем самым развивая коридор "Запад-Восток".
"В нынешних геополитических реалиях он становится особенно привлекательным и есть предпосылки к тому, что объемы перевозок по коридору будут существенно увеличиваться", – предположил специалист.
Транспортные связи
Эксперт указал, что вопрос связей всегда был актуален для трех стран, причем в большей степени инициатором их налаживания всегда являлись Азербайджан и Турция, с учетом своего географического расположения.
"Поэтому, если мы вспомним сделанные за последние 15 лет заявления руководителей Азербайджана и Турции, то каждая такая встреча на любом политическом уровне сопровождалась указанием га то, что одним из приоритетов является сфера транспорта", – напомнил экономист.
Азербайджан со своей стороны достаточно активно вкладывал и продолжает вкладывать инвестиции в транспортную сферу.
"В частности, в модернизацию автомобильных дорог. Недавно был построен новый порт в Алят, потенциал которого 25 млн тонн. Кроме того, Азербайджан постоянно модернизировал и расширял свой флот", – добавил Азизов.
Говоря о роли Казахстана, он указал, что Нур-Султан в последнее время стал придавать все большее значение развитию ТМТМ.
"Как раз тема этого коридора обсуждалась в ходе встречи министров. Не будем забывать, что, согласно прогнозам, объем грузоперевозок по ТМТМ в этом году увеличится в шесть раз", – отметил экономист, указав, что как раз сейчас широко обсуждается вопрос транзита казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
Железнодорожный маршрут Баку-Тбилиси-Карс (БТК) может стать привлекательным для развития взаимодействия между Турцией, Азербайджаном и Казахстаном, о чем говорилось по итогам заседания, сказал Азизов: "Вот сейчас как раз появляется ситуация, когда можно максимально увеличить грузовую нагрузку на БТК".
Вместе с тем, для обеспечения реализации и успеха ТМТМ, углубления транспортных связей сторонам еще предстоит модернизировать инфраструктуру и договориться о привлекательных условиях тарифов в своих морских портах.
"Если удастся договориться по этим направлениям, то это станет дополнительным драйвером роста торгово-экономического взаимодействия в регионе, в том числе, и между тремя странами", - отметил эксперт.
Перспективы развития трехстороннего формата
В среднесрочной перспективе экономический формат может перерасти в политический, тем более, что предпосылки для этого имеются.
"Не так давно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил визит в Турцию, в ходе которого были достигнуты хорошие договоренности. Не будем также забывать, что прорабатывается предстоящий визит Токаева в Азербайджан. Я также не исключаю, что данный вопрос будет обсуждаться азербайджанским и казахстанским лидерами на полях саммита каспийской "пятерки", которая пройдет завтра в Туркменистане", – считает Азизов.
Экономист предположил, что в течение следующего года будет подниматься тема проведения саммита Азербайджан-Турция-Казахстан.
"Постепенно экономическая повестка может перерасти в более высокую политическую повестку. Как мы знаем, экономика и политика взаимосвязаны, думаю, трехсторонний формат будет в перспективе лишь углубляться", – резюмировал специалист.
Роль Баку в мировых грузоперевозках
В последнее время из-за сложившейся геополитической ситуации роль Баку как транспортного хаба возросла. Так, датская Maersk, занимающаяся контейнерными грузоперевозками, заявила о запуске маршрута поставок из Китая в Европу через ТМТМ, который проходит через территорию Азербайджана. Кроме того, финская Nurminen Logistics также запустила контейнерные маршруты из Китая в рамках ТМТМ.
Транскаспийский маршрут был создан в 2014 году при участии предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии.
Маршрут протяженностью 11 тыс. км предназначен для поставок товаров с китайско-казахстанской границы до Европы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию.
Минимальная пропускная способность в самых "узких" местах коридора составляет 4,5-5 млн тонн в год. Максимальная пропускная способность может достигать 27 млн тонн в год.