Работы китайского художника Чжана Дацяня на мировом арт-рынке не уступают Энди Уорхолу и продаются лучше, чем Ван Гог. Его также называют "Пикассо с Востока" - не за стилистическую схожесть с великим испанцем, а за заоблачные цены на картины. Во многом благодаря ему Китай в этом году вышел на второе место в мире по величине арт-рынка, обогнав Великобританию.
Чжан Дацянь, живший с 1899 по 1983 годы, выдающийся китайский художник двадцатого века. Мастер классической китайской живописи, который позже переосмыслил современное искусство на своей приемной американской родине, овладел искусством как пейзажа, так и абстракции. В западном мире его называют "Пикассо с Востока", сравнивая цены на картины мастеров, а не работы.
Совсем недавно на последнем аукционе Sotheby's в Гонконге картина Чжана Дацяня 1947 года "Пейзаж по Ван Симэну" стала самой дорогой когда-либо проданной его работой. Пейзаж купили за рекордную сумму в 47 миллионов долларов. И это лишь последняя из цепочки крупных продаж художника. Согласно ежегодному рейтингу, составляемому базой данных Artprice, суммарные доходы, за которые продаются работы художника во всем мире, давно опережают тяжеловесов рынка искусств. В прошлом году он занял 6-е место в списке самых дорогих, опередив Винсента Ван Гога и Бэнкси.
Картина Чжана Дацянь 1947 года "Пейзаж по Ван Симэну"
Такая быстрая "эскалация стоимости" работ китайца стала неожиданностью для многих участников мирового рынка и экспертов. Американские галеристы и кураторы выставок Чжана предрекают удвоение цен на его работы в течение ближайших лет. При этом, западный коллекционный рынок и музеи почти не знают автора.
Уникальность китайца связывают с "творчеством между мирами", так как часть жизни он прожил в США, что повлияло на его художественный стиль. Родившийся в китайской Сычуани и наученный рисованию своей матерью он виртуозно копировал классические древние китайские шедевры. В начале 1950-х Чжан Дацянь, как и многие другие художники, покинул Китай и переехал в Америку.
Путешествуя по Европе, он навещал Пикассо в Париже, пресса это описывала как "великую встречу между Востоком и Западом". Новая жизнь Дацяня за границей не только открыла его для более широких художественных влияний, но и ознаменовала собой самый важный стилистический сдвиг в его карьере: новый абстрактный стиль. Формы были заменены водоворотами цвета. Очертания гор, рек и деревьев стали лишь намеками, переданными плавными линиями. Критики сегодня связывают это с тем фактом, что он был отчасти вдохновлен американскими художниками-абстракционистами.
Способность Чжана Дацяня соединять Восток и Запад помогает объяснить популярность его работ сегодня среди нового поколения коллекционеров. Стремительный рост рыночной стоимости на его шедевры за последнее десятилетие совпал со взрывом покупательной способности Китая.
Еще десять лет назад Китай контролировал лишь 1% мирового арт-рынка. Однако сегодня страна, согласно отчету Art Basel и UBS, стала вторым по величине рынком искусства в мире после США. Представители аукционных домов отмечают, что спрос на картины Чжана Дацяня в значительной степени обусловлен китайскими покупателями. Последний рекорд в 47 миллионов долларов на аукционе Sotheby's за картину "Пейзаж по Ван Симэну" также связан с "частным покупателем из Азии".
Стоит добавить, что согласно данным, опубликованным в шестом выпуске ежегодного отчета Art Basel и UBS — Global Art Market Report, общий оборот произведений искусства в мире составил более 65 миллиардов долларов в 2021 году. При этом рынок искусства США составили 28 миллиардов долларов, сохранив лидирующие позиции и долю на мировом рынке в 43%. Китай сохранил долю рынка на уровне 20% и стал вторым по величине рынком искусства, опередив Великобританию.