БАКУ, 14 июн — Sputnik. Азербайджан превращается едва ли не в пристанище подержанных и битых автомобилей из Соединенных Штатов Америки. Машины доставляют в республику прямо с американских аукционов.
Все издержки - дорожные расходы, починка и оплата таможенных пошлин - ложатся на плечи новому автовладельца. Но даже при этом покупка машины из-за океана обходится дешевле, чем в автосалоне.
Единственное ограничение, которое действует в Азербайджане - запрет на ввоз автомобилей, не отвечающим экологическим стандартам Евро 4.
Причины импорта подержанных авто
"Засорение" местного автопарка происходит из-за того, что азербайджанцы не могут позволить себе купить новые автомобили, считает эксперт по вопросам транспорта Эльданиз Джафаров.
В личном пользовании по стране насчитывается порядка полутора миллиона транспортных средств. И ежегодно сюда ввозят около 50 тыс. машин, большая часть которых приходится на подержанные авто.
"После девальвации 2015 года цены на машины ощутимо подскочили - с учетом курса маната к доллару примерно на 80%. Те, кто раньше мог позволить себе купить новые автомобили, решили приобретать подержанные. Если до девальвации в республику везли машины прямо с заводов-производителей, то теперь все чаще привозят с пробегом и битые. Экспортируют их из многих стран, но в основном из США", - уточнил эксперт.
Речь идет преимущественно о малолитражках - Toyota Prius и Chevrolet. Их активно используют как такси. Импорт таких машин связан с расходами на топливо: люди предпочитать покупать экономичный транспорт.
Еще одной причиной массового ввоза старых автомобилей является слабая инфраструктура общественного транспорта в Баку. Если он работал бы лучше, необходимости в такси и частных авто уменьшилась бы, считает Джафаров.
Свалка для развитых стран
Однако эта ситуация препятствует обновлению азербайджанского автопарка. Тогда как во многих странах предпочитают после четырех лет вождения пересаживаться на новые машины, в Азербайджане можно встретить авто, сошедшие с конвейера еще в конце прошлого века. Их эксплуатация означает рост числа аварий, урон экономике, экологический ущерб из-за выбросов вредных газов в атмосферу, подчеркнул собеседник Sputnik Азербайджан.
Есть несколько предложений, которые помогут обновить азербайджанский автопарк.
Так, правительству стоит рассмотреть возможность дальнейшего снижения таможенных пошлин на ввоз новых автомобилей с малым объемом двигателя. Подобное решение вступило в силу в начале текущего года, когда от НДС был освобожден импорт электромобилей и гибридных авто с объем двигателя не более 2500 см3. Это привело к незначительному падению цен на транспорт, однако Джафаров отмечает, что в манатном эквиваленте стоимость автомобилей остается по-прежнему высока.
"Мы надеемся, на следующем этапе правительство примет меры к смягчению условий кредитования на покупку новых авто. Сейчас для большинства такие кредиты невыгодны. Уже на последнем этапе, когда люди станут покупать машины в автосалонах, можно будет реализовать программу утилизацию устаревшего автопарка", - уверен эксперт.