БАКУ, 14 июн — Sputnik. Вопрос создания Зангезурского коридора, который призван соединить Азербайджан с его эксклавом – Нахчываном, в условиях нарастающего кризиса мировой экономики, роста цен на сырье и транспортных проблем, приобретает особое значение. Страны пытаются найти новые транспортные маршруты для наращивания экспорта своих товаров.
Данный вопрос не обошел стороной и регион Южного Кавказа, где Зангезурский коридор может стать частью трансграничных торговых каналов и привлечь крупные страны, в том числе и Россию, которая заинтересована в наращивании экспорта в направлении Турции.
Эксперты считают, что в открытии коридора также должен быть сильно заинтересован Ереван.
Данную мысль подтвердил глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов в недавнем интервью турецкому агентству Anadolu. В частности, он заявил, что разблокировка и восстановление сообщения и реализация проекта Зангезурского коридора важна для самой Армении, которая является самой ограниченной с точки коммуникаций страной в регионе Южного Кавказа. Вместе с тем дипломат указал, что по проекту коридора пока нет конкретных результатов, так как Ереван продолжает затягивать его открытие.
Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе визита в Армению заявил: Москва заинтересована в нормализации азербайджано-армянских отношений и готова содействовать подписанию мирного договора.
По его словам, на данном этапе завершается согласование автомобильного маршрута между Арменией и Азербайджаном. Министр добавил, что трехсторонняя рабочая группа вице-премьеров по разблокированию транспортно-логистических связей находится на стадии согласования конкретных аспектов договоренностей.
Коридор откроет лучший автомобильный доступ России к Турции
Открытие Зангезурского коридора, который свяжет региональные страны наиболее короткими автомобильным и железнодорожным маршрутами, этим летом стало еще более актуальным вопросом, чем год назад, считает российский политолог Андрей Петров.
"Ввиду российской спецоперации на Украине грузоперевозки из РФ в Европу крайне затруднены либо заблокированы, и в этой ситуации как российские поставщики, так и те, кто возил товары на европейские рынки через Россию, остро нуждаются в новых надежных каналах поставок", – считает Петров.
Именно по этой причине такую значимость приобрел Транскаспийский международный транспортный маршрут, благодаря которому Казахстан и его соседи могут возить грузы через Южный Кавказ в Европейский союз. В этом плане, продолжил он, Зангезурский коридор является более коротким путем в Турцию, чем железная дорога "Баку-Тбилиси-Карс" и включает в себя современную автомагистраль.
России Зангезурский коридор откроет лучший автомобильный и железнодорожный доступ в Турцию. Эксперт указал, что перегруженность и нестабильность работы Военно-Грузинской дороги, особенно в зимнее время, представляет огромную проблему для российских сухопутных поставок в Грузию, Армению и Турцию и в обратном направлении.
"По железной дороге грузы эффективнее везти из России вдоль Араза, чем через Тбилиси – и для поставок в Турцию, и для поставок в Армению. Трудно найти какие-то аргументы против Зангезурского коридора с точки зрения интересов России", – пояснил политолог.
Армения выйдет из многолетней транспортной блокады
По мнению специалиста, в наибольшей степени в реализации коридора должна быть заинтересована Армения, так как этот маршрут откроет республике железнодорожный доступ в Иран, а сообщение с Россией станет намного более эффективным.
"Армения выйдет из многолетней транспортной блокады и сможет нормально контактировать с соседями в экономической сфере. Тем удивительнее выглядят попытки армянской оппозиции заблокировать, а армянского правительства – затянуть реализацию проекта. Зангезурский коридор нужен Армении почти так же сильно, как мирный договор с Азербайджаном", – считает эксперт.
Петров выразил надежду, что визит главы МИД РФ в Ереван, в ходе которого обсуждался в том числе и этот вопрос, послужит импульсом для того, чтобы с армянской стороны создание Зангезурского коридора сдвинулось с места. Пока этого не происходит, а время идет, все ближе становится строительство альтернативы армянскому участку маршрута – пути через Иран.
"Если иранский вариант в итоге победит, Зангезурский коридор все равно будет запущен, но Армения останется в той же самой блокаде", – резюмировал Петров.