БАКУ, 10 июн — Sputnik. Нарушение мировых логистических цепочек и недопоставка сырья на фоне введения антироссийских санкций и кризиса вокруг Украины привели к дефициту ряда товаров, в том числе и продовольственных. Это вынуждает страны выстраивать маршруты поставок товаров заново.
В подобных условиях участники внешнеэкономических операций пытаются по новому наладить товарные связи в первую очередь со своими соседями по региону.
Именно поэтому сегодня внимание подвергшихся западным санкциям России и Ирана обращены на международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг", который может сыграть важную, если не ключевую, роль в наращивании товарооборота и грузоперевозок между ними.
Важное значение в этом контексте имеет Азербайджан - учитывая реализуемые им масштабные инфраструктурные проекты в транспортно-транзитной и логистической сферах.
Наряду с этим, в нынешних реалиях с учетом пертурбаций на мировом энергорынке становится еще более актуальным обеспечение энергобезопасности. И проект энергомоста "Север-Юг", объединяющего сети России, Азербайджана и Ирана, может содействовать усилению этого направления работы.
От проекта "Север-Юг" выиграют все страны региона
Иранский эксперт по Центральной Азии и Кавказу, член международного дискуссионного клуба "Валдай" Вали Каледжи считает, что международный транспортный коридор "Север-Юг" является для России перспективным направлением для поставок товаров в Иран и Турцию.
Вместе с тем из-за отсутствия железнодорожной связи между иранскими Рештом и Астарой транспортные сети Ирана и России пока не могут соединиться, что замедляет развитие коридора. По словам эксперта, Иран в настоящее время обратился за кредитом на строительство этого участка к России.
"Если Москва сможет изыскать финансовые ресурсы, необходимые для завершения строительства дороги Решт-Астара, то транзитный коридор "Север-Юг" в дополнение к Срединному коридору (Транскаспийскому международному транспортному маршруту – ред.) может в конечном итоге принести пользу всем региональным игрокам, в том числе Ирану и России", – считает иранский экономист.
По его словам, Иран также может воспользоваться и другим маршрутом в рамках проекта "Север-Юг" – через Нахчыван.
Восстановление железнодорожного узла Аракс на территории Армении и повторное открытие железной дороги Джульфа-Нахчыван станет базой для еще одной возможности в рамках МТК "Север-Юг". Это позволит восстановить железнодорожные связи Ирана с регионом Кавказа и будет способствовать росту грузообмена, считает специалист.
Каледжи напомнил, что девятый пункт трехстороннего соглашения о прекращении огня, заключенного между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России, гласит, что транспортное сообщение в регионе должно быть разблокировано: в частности, речь идет о сообщении между Нахчываном и Азербайджаном.
Энергомост "Север-Юг"
Вопрос об объединении электросетей Ирана, Азербайджана и России поднимается с 2018 года. Данная инициатива позволит увеличивать транзит электроэнергии в случае пикового потребления летом и зимой.
"В частности, пик потребления электроэнергии в России — зима, а в Иране — лето, поэтому при объединении электросетей Иран может импортировать энергию из России, когда это необходимо, и экспортировать ее, когда она нужна РФ. Естественно, это невозможно без интеграции электросетей Ирана, Азербайджана и России", – пояснил Каледжи.
Он выразил мнение, что энергомост имеет много других преимуществ, в частности, значительно повышается стабильность сетей.
"Поэтому я думаю, что мы должны более серьезно поработать над этим проектом для его реализации. В этой связи большое значение имеет строительство и завершение гидроэлектростанций Худаферин и Гыз галасы, а также строительство других электростанций на реке Араз", – резюмировал иранский специалист.