В Азербайджане будут развивать местные компании-агрегаторы в области услуг такси. По замыслу, это должно защитить трудовые права граждан, занятых частным извозом.
Сегодня многие водители такси недовольны своей работой. Причина этому - зарубежные компании-агрегаторы, действующие в Азербайджане. Искусственно занизив цены на проезд, они фактически вытесняют с рынка азербайджанские компании такси, и ставят водителей в зависимое положение.
Теперь те, кто хотят заниматься частным извозом, не могут самостоятельно найти клиентов. А действующие компании, организующие перевозку, предлагают клиентам услуги по ценам, критически низким для водителей.
Пустоты в законах
Компании-агрегаторы искусственно занижают тарифы и при желании поднимают их, считает независимый эксперт в области транспорта Эльмаддин Мурадлы, по словам которого, в азербайджанском законодательстве в данной сфере имеются пустоты.
До сих пор не установлены минимальные и максимальные ставки за услуги такси. Нет также единого тарифа для поездок в час-пик и обычное время. В сфере деятельности такси царит настоящий хаос, отмечает он.
С целью навести порядок в этой области в феврале этого года президент Ильхам Алиев подписал указ "Об усовершенствовании управления в области транспорта на административной территории города Баку". Соответствующим органам исполнительной власти поручено в течении трех месяцев подготовить предложения по новой системе управления столичным общественным транспортом.
Вслед за этим премьер-министр Али Асадов подписал распоряжение, охватившее деятельность транспортных госструктур. В середине мая реформы деятельности городского транспорта анонсировал глава исполнительной власти города Баку Эльдар Азизов, пообещав в ближайшее время ознакомить общественность с новым уставом.
А между тем Мурадлы считает, что прежде чем начинать реформы, нужно определить, кем является водитель такси. И уже на следующем этапе необходимо отрегулировать тарифы на проезд.
Сейчас в Баку на рынке услуг такси насчитывается около 50 тыс. водителей, в том числе нелегальные перевозчики. Это люди, о защите трудовых прав которых сегодня нет и речи.
"От водителей требуют держать транспорт в исправности, чистым, хорошо обращаться с клиентами, самим покупать горючее и запчасти, а взамен ничего не дают. Но они - работники, чьи трудовые права никак не защищены. Реальная картина такова, что водители превратились в эксплуатируемую силу в руках компаний-агрегаторов", - считает эксперт.
Также Мурадлы отметил, что перед началом работы таксисты обязательно должны проходить медицинское освидетельствование здоровья. Ведь среди них могут быть маньяки, лица, склонные к преступности, потребители наркотиков.
Кроме того, ничего не известно о техническом состоянии транспорта: фактически компании берут на работу водителя по телефону. Это скорее сделка, нежели трудоустройство. Стороны договариваются о том, что компания станет поставлять клиентов, а водитель отдавать за это проценты с заработка.
Зеленый свет "своим"
Необходимо создать местные компании-агрегаторы и развивать национальные компании такси, считает Мурадлы. А пришлые компании могут, при желании, подстроиться под азербайджанское законодательство. К примеру, Uber или Bolt в иных странах работают по другим условиям, тогда как в Азербайджане они не считаются с местными условиями.
Раньше в Азербайджане действовало достаточно много компаний такси, однако с приходом на рынок зарубежных агрегаторов последние вытеснили "старожилов" с рынка. Лишь единицы из них продолжают оказывать услуги.
К сожалению, чтобы конкурировать с иностранными компаниями, местным перевозчикам также пришлось снизить стоимость проезда для клиентов.
Порой клиент оплачивает проезд в такси 0,50 маната, это почти как поездка в автобусе, хотя такси считается транспортной услугой более высокого класса, продолжает эксперт, по словам которого, реальная цена поездки в такси компании Bolt стоит не 4-5 манатов, а 7 манатов.
"Они создали условия, при которые водители вынуждены перерабатывать выше нормы, чтобы вечером и принести в семью выручку, и покрыть расходы на горючее, кредиты на покупку авто. При нормальном раскладе водитель мог бы остановиться после 15 поездок в сутки. Но компании вынуждают совершать 25 поездок без перерывов", - возмущен Мурадлы.
Довольные пассажиры против недовольных перевозчиков
Естественно, население только радо дешевизне услуг такси, подключенных к агрегаторам. К примеру, стоимость получасовой поездки от метро Наримана Нариманова до Хырдаланского круга - 4,7 маната. Но водитель узнает об этом лишь в конце маршрута, высаживая клиента.
Часто в "ТикТок" появляются видео водителей, которые рассказывают, сколько проехали за сутки. Один из таких видеоблогеров признался, что за 20 часов "наколесил" 750 километров.
А порой водители решают свои финансовые проблемы иным способом. Проездив несколько часов днем, они сдают транспорт в пользование "напарнику" в ночное время. И так транспорт может работать до полной поломки.
Именно поэтому не так давно курьеры компании Wolt устроили массовую забастовку против низких цен. Правда, как это отразилось на их работе, неизвестно.