Такой странный "Дом любви": что на самом деле творилось в бакинском приюте?

Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей попросил правоохранительные органы расследовать факты истязания детей в одном из столичных убежищ.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 2 июн — Sputnik. В прокуратуре Сабунчинского района возбуждено уголовное дело по подозрению в истязании детей, находящихся в шелтере Sevgi Evi (Дом любви) для несовершеннолетних в бакинском поселке Бакиханов.

Материалы уголовного дела

В правоохранительные органы 10 мая 2022 года поступила информация об обнаружении в ходе мониторинга следов побоев у находящихся в убежище несовершеннолетних.
Позже один из воспитанников подтвердил следствию, что в период пребывания в приюте с конца февраля по начало мая текущего года он сам, а также другие дети неоднократно подвергались физическому и психическому насилию.
Медицинские эксперты обнаружили следы побоев еще у двух детей. По характеру синяков удалось установить, что они нанесены приблизительно в тот же период, который называл ребенок.
В результате было решено классифицировать дело по статьям 309.1 (превышение должностных полномочий, повлекшее причинение вреда правам и законным интересам физических или юридических лиц, либо охраняемым законом интересам общества или государства), 133.2.1(истязание в отношении двух или более лиц, либо лица, захваченного в качестве заложника или похищенного, либо совершенное по найму) и 133.2.4 (истязание в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии) УК АР.

Шелтер Sevgi Evi (Дом любви)

Директором шелтера является Кенуль Гасымова.
В социальных сетях можно найти фотографии самого убежища и детей, на которых Гасымова постоянно собирает пожертвования. Она несколько раз просила перечислить на ее счета средства, чтобы заплатить за аренду помещения и на еду. Но вот от продуктов питания она, как ни странно, отказывалась.
Шелтер Sevgi Evi не входит в число квалифицированных убежищ, с которыми предпочитают работать государственные органы.
В Азербайджане наибольшим доверием пользуются частные приюты - при Союзе детей Азербайджана, который возглавляет правозащитница Кямаля Агазаде, при Общественном объединении "Чистый мир" под руководством Мехрибан Зейналовой и приют Ümid yeri ("Место надежды"), возглавляемый Нигяр Мансимовой.
Как рассказала Агазаде, шелтер Sevgi Evi начал функционировать около двух лет назад, однако за все это время ничего хорошего о нем слышать ей не приходилось. По словам правозащитницы, в данном учреждении нет условий, квалифицированных воспитателей, психологов, педагогов. Не соблюдается ежедневный полноценный рацион питания. Детей часто держат в мансардном помещении и спускают вниз только тогда, когда в приют приходят гости. рассказала Агазаде.
По ее данным, шелтер используется как детский сад, куда своих детей приводят на время "женщины сомнительных профессий".
"Там элементарно нет воспитателей. Детей отдают в руки женщин, которые сами нуждаются в убежище. Разве они знают, как с ними заниматься? Дети нужны не для того, чтобы зарабатывать на них деньги. Там должны быть специалисты, а есть ли они в Sevgi Evi? Где они? Вот и получили такой результат", - возмущается правозащитница.

Уголовное дело приобретает серьезный характер

Информация об избиении детей в шелтере поступила в прокуратуру из Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей, сказали Sputnik Азербайджан в Исполнительной власти Сабунчинского района Баку.
По данным представительницы Комиссии по правам несовершеннолетних районной власти Рамили Гулиевой, во время последней проверки работники шелтера отказались впускать в помещение сотрудников прокуратуры.
До последнего времени в приюте находились всего три ребенка, которых туда доставили прямо с эфира ток-шоу на одном из местных телеканалов. Именно эти дети и могли быть жертвами издевательств в Sevgi Evi, других забрали родители.
Защищать руководителя приюта Гасымову взялся известный адвокат Логман Абдуллаев. По его словам, в отношении его подзащитной обвинений не выдвигалось. Уголовное дело возбуждено по факту, которое вследствие отсутствия доказательств, скорее всего, закроют.
Что касается несовершеннолетних, по словам адвоката, во время последнего мониторинга в убежище социальные работники поинтересовалась следами ожогов на ногах детей шести, двух и полутора лет. Все три ребенка находятся в убежище вместе с матерями.
По его словам, один из них получил ожог от опрокинутого заварочного чайника с кипятком. На ногах двух других детей также оказались небольшие ожоги в виде точек. Но все три матери могут подтвердить, что следы ожогов не имеют ничего общего с насилием, утверждает адвокат.
"Если следствие докажет вину Кёнуль ханым, то ей грозит наказание в виде лишения свободы от двух до восьми лет. Однако наша позиция такова - моя подзащитная невиновна. Ребенок со следами ожогов находится в убежище вместе со своей матерью. Мать, в свою очередь, утверждает, что ожог получен задолго до того, как их поместили в учреждение. По данным следствия, ребенок обжегся в мае, но за месяц рана не может так быстро регенерировать в шрам. Для этого нужно больше времени. Дети изначально имели увечья, когда их привели в Sevgi Evi ", - говорит Абдуллаев.
Теперь ему придется доказать это в рамках следствия.
После того, как прокуратура возбудила дело в отношении убежища, Sevgi Evi запретили принимать новых детей.

Кто истязал подростка?

В процессе расследования удалось обнаружить еще одну жертву. Женщина, отказавшаяся представиться, рассказала, как пострадала в шелтере ее 15-летняя дочь.
Со слов матери, переживая подростковый кризис, в феврале 2022 года девочка сбежала из дома. Ее нашли полицейские, которые и поместили ребенка в убежище. Два последующих месяца девочка находилась там.
Гасымова запрещала матери видеться с дочерью, но при этом приводила ее в эфир местного телеканала, заставляя выступать против матери. Только после долгих обращений в исполнительную власть и Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей, матери организовали встречу с дочерью. На этой встрече девочка в слезах умоляла мать забрать ее домой.
Почувствовав, что находится в безопасности, подросток рассказала обо всех ужасах, которые ей пришлось пережить в стенах "Дома любви".
"Кёнуль морила мою дочку голодом, принуждала давать показания против меня, а когда та отказывалась, несмотря на зиму, запирала ее в холодной ванной. Так она измывалась над ней. Вдобавок, в стенах убежища знакомый Гасымовой совершил в отношении дочери неприличные действия", - заявила женщина.
Подросток стала свидетелем того, как головы детей в приюте брили наголо, обливали спиртом, а затем... поджигали. Эксперты в ходе мониторинга обнаружили следы ожогов на головах у детей, рассказала мать девочки.
Сама Гасымова опровергает все обвинения.