Почему автомобили эконом-класса попали в "черный список" страховщиков

Азербайджанские компании не желают предоставлять ОСАГО автомобилям, эксплуатируемым в качестве такси, ссылаясь на нерентабельность заключаемой сделки.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 24 мая — Sputnik. Страховщики негласно отказываются окупать риски автомобилей с низким объемом двигателя. Об этом заявил независимый эксперт в сфере страхового рынка Илькин Ибрагимов.
Речь идет о транспорте с объемом двигателя до 2 л.с. на 100 км, в частности ставших весьма популярными среди азербайджанских таксистов автомобилях марки Toyota Prius.

Когда клиент прав, но это не имеет значения

"К сожалению, компании, несмотря на отсутствие официального отказа, негласно не хотят страховать экономичный транспорт, чиня проблемы гражданам. А вся трудность заключается в том, что из-за отсутствии ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - ред.) радары дорожной полиции машинально фиксируют данный факт как нарушение правил, выписывая штраф автовладельцу", -сказал собеседник.
По его словам, страховщики не хотят иметь дело с автомобилями с небольшим объемом двигателя из-за низких страховых ставок и высоких рисков. Страховые агенты не желают заключать договор ОСАГО, ссылаясь на некую проблему в программном обеспечении Бюро обязательного страхования. Особенно часто такие явления происходят в регионах. Там агентов предупредили о том, что компания не оплатит им процентов от сделок с водителями экономичного транспорта. В таком случае последним приходится ехать в Баку, чтобы на месте, в офисе страховщика, разбираться в причинах причиненного неудобства.
Особенно сильно компании невзлюбили машины, используемые для такси, поскольку этот транспорт весь день находится в дороге, что увеличивает вероятность ДТП в несколько раз. Водитель, заплатив до 100 манатов, в случае аварии получит страховку в размере до 5 тыс. манатов. Подобная сделка заведомо убыточна для компании. Но, несмотря на это, данный факт не дает никакого права отказывать клиентам в автостраховании, поскольку Центробанк выдал единую государственную лицензию на страхование всех видов транспорта в целом.
"Данный процесс регулируется Законом "Об обязательном страховании АР". ОСАГО является социальным продуктом, цены на который и процедуры выплаты устанавливает государство. Компании не имеют права отказывать гражданам в сотрудничестве. В противном случае придется отвечать по статье 469 (отказ от заключения договора обязательного страхования) Кодекса об административных проступках АР ", - пояснил Ибрагимов.
В таких случаях автомобилисты могут жаловаться в Центробанк по единому телефонному номеру - 966. Эксперт призывает Бюро обязательного страхования и Центральный банк Азербайджана непосредственно взяться за решение столь значимой проблемы.

Невыгодная зона, невыгодный клиент

Если в прежние месяцы трудности в приобретении ОСАГО испытывали только водители в регионах, то теперь данная тенденция затронула и столичных автовладельцев. Транспорт с низким объемом двигателя, с номерами, начинающимися на 77, 90 и 99 попал в тайный "черный список" страховщиков.
Мамед Салехов водитель с 15-летним стажем. За все это время он сменил два автомобиля - в настоящее время мужчина является владельцем Kia Rio. Салехов отличается практически идеальной историей вождения. За всю свою практику он не совершил ни одного наезда и сам не был виновником ДТП. В свете данного фактора и применения поощрительных бонусов, стоимость его страхового взноса снизилась до 42 манатов. Однако, в последний раз, в январе 2022 года, он с трудом приобрел ОСАГО. Если раньше от страховых агентов не было отбоя, то в последний раз водителю пришлось самому искать страховщиков, готовых оформить договор.

Страховщики загнаны в тупик

Проблема страхования только начинает набирать обороты. С 1 января 2022 года в Азербайджане освободили от НДС импорт электромобилей и гибридных авто с объем двигателя не более 2500 кубических см. В ближайшие годы данный вид транспорта должен вытеснить нерентабельный транспорт в стране. В таком случае Бюро обязательного страхования придется внедрить более гибкую модель страхования гражданской ответственности автовладельцев.