Мирное соглашение между Баку и Ереваном: условия и возможные сроки

Создание пограничных комиссий является безусловным шагом вперед, но делимитация границ потребует много времени, считают российские эксперты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В Армении оппозиционная активность к концу лета, вероятно, спадет, а значит, может сложиться благоприятная внутриполитическая обстановка для подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном, считают эксперты.
В Брюсселе 22 апреля прошла встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с главой Совета Европейского Союза Шарлем Мишелем и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе пятичасовой встречи стороны договорились о проведении совместного заседания пограничных комиссий на азербайджано-армянской границе в контексте процесса делимитации и демаркации.
Алиев и Пашинян согласовали принципы регулирования транзита между Азербайджаном и Нахчываном, а также между отдельными частями Армении через территорию Азербайджана.
Лидеры двух стран достигли согласия по принципам пограничного контроля, обеспечения безопасности, тарифам, а также таможенным пошлинам в сфере международных перевозок. Далее эта работа продолжится на уровне вице-премьеров.
Следующая встреча президента Алиева с премьер-министром Пашиняном в этом же формате может состояться в июле или августе этого года.
Накануне же азербайджанский лидер подписал распоряжение "О создании Государственной комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения". Председателем комиссии назначен вице-премьер Шахин Мустафаев, в ее состав вошли представители практически всех министерств и госведомств Азербайджана.
В свою очередь, Никол Пашинян также создал подобную комиссию и утвердил ее состав во главе с вице-премьером Мгером Григоряном.
Первая встреча вице-премьеров на границе Азербайджана и Армении состоялась 24 мая.

Благоприятные условия для мирного соглашения

Подвижки в переговорном процессе по итогам встречи 22 мая довольно серьезные и до следующей трехсторонней встречи будет необходимо оценить, как именно договоренности, заключенные в Брюсселе, начали реализовываться на практике, считает ведущий аналитик российского Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
Создание пограничных комиссий, по его словам, является безусловным шагом вперед.
"Но не будем забывать, что делимитация границы обычно является длительным процессом, который даже между государствами, находящимися в куда менее сложных отношениях, может сопровождаться серьезными разногласиями", – заявил Нейжмаков.
Эксперт предположил, что Пашиняну объективно будет выгодно подчеркивать, что он не идет на быстрые уступки и готов проявить жесткость в диалоге с Баку на фоне активности оппозиции в Армении.
"Поэтому вполне вероятно, что уже на ближайших этапах переговоров о делимитации границы публичные разногласия сторон вновь могут усилиться", – не исключил аналитик.
Он отметил, что процесс разблокирования коммуникаций также требует длительного времени – от строительства или реконструкции необходимой инфраструктуры, что потребует новых финансовых вложений, до обсуждения всех нюансов обеспечения безопасности на таких маршрутах.
Говоря об итогах вчерашних телефонных переговоров глав МИД России с Азербайджаном и Арменией, политолог указал, что стороны подтвердили "приверженность всеобъемлющему выполнению" трехсторонних договоренностей.
Нейжмаков напомнил, что в пункте 9 подписанного в ноябре 2020 года трехстороннего заявления говорится, что в рамках установления коммуникаций между Нахчываном и остальной частью Азербайджана через территорию Армении "контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России".
"Это по-прежнему наиболее реалистичный вариант обеспечения безопасности на этом маршруте, но вполне возможно, что Евросоюз со временем попытается активнее продвигать собственные предложения по решению той же задачи", – предполагает эксперт.
Что касается влияния ситуации внутри Армении на процесс нормализации азербайджано-армянских отношений, то аналитик указал: у правительства Никола Пашиняна довольно серьезный запас прочности.
"Для сравнения – в апреле 2018 года от начала масштабных акций протеста в самом Ереване до отставки Сержа Саргсяна с поста премьера прошло десять дней, нынешняя протестная кампания длится уже около месяца.
Но заключение мирного договора, наверняка, стало бы дополнительным катализатором этой протестной кампании. Возможно, в ходе недавних переговоров прозвучали аргументы, что к июлю-августу усталость и оппозиционного актива, и более широкой аудитории в Армении от протестной кампании может усилиться, что в таком случае создаст более благоприятную внутриполитическую обстановку для заключения мирного соглашения", – резюмировал Нейжмаков.

Москве действительно нужен мирный Южный Кавказ

В свою очередь, политолог Алексей Наумов выразил мнение, что формулировки по итогам встречи в Брюсселе достаточно расплывчаты, это не позволяет заявить о больших достижениях.
"Не ясен контроль над Зангезурским коридором, непонятно, как будет он реализован. Со временем будут понятны по факту и вопросы ускорения реализации транспортных проектов, перехода к торговле", – подчеркнул Наумов.
Вместе с тем он указал: главное, что можно сказать по итогам – переговоры интенсифицировались.
"Евросоюз сегодня активно пытается перетянуть одеяло на себя в этом вопросе. Но хочу напомнить, что Россия заложила фундамент для прекращения огня и переговоров. Очевидно, что, когда Москва занята украинским вопросом, ЕС пытается добиться прорыва в вопросе нормализации отношений между Баку и Ереваном", – отметил эксперт.
Он объяснил такое поведение Евросоюза тем, что Брюссель пытается позиционировать себя отдельным актором мировой политики.
"Это видно по заявлению главы Евросовета Жозепа Борреля о необходимости создания европейской армии – с этой идеей европейские политики давно заигрывают. Создание армии означает получение некоего суверенитета от США, которые всегда считались покровителями, если не контролерами, европейского континента", – пояснил Наумов.
Москве надлежит активизировать свои усилия в регионе, причем не только на фактическом, но и на информационном уровне, так как Южный Кавказ – сфера ключевых интересов России.
Москве действительно нужен мирный регион, потому что в рамках пересмотра международных отношений она заинтересована показать жизнеспособность предлагаемой ей модели многополярности. Мы понимаем, что трехстороннее соглашение, которые было заключено без Запада – это одно из проявлений этой многополярности, указал политолог.
"Надо развивать ее дальше. Поэтому смотрим за результатами работы комиссии, смотрим за работой транзита и смотрим за борьбой Москвы и Брюсселя за первенство в деле южнокавказского мирного урегулирования.
Мы понимаем: несмотря на то, что это политическое перетягивание каната, любые инициативы, которые ведут к миру и восстановлению политических и экономических связей – позитивны, от кого бы они ни исходили", – подытожил российский эксперт.
Видео
Аналитик оценил итоги встречи Алиева и Пашиняна в Брюсселе